Коммуникация (СЗФ.ЭС, 2009)
КОММУНИКАЦИЯ - понятие, играющее важную роль во многих философских, технических и общественных теориях нашего времени. Два главных направления видны уже в языковых корнях слова. С одной стороны, если исходить из значения латинского глагола communicare (сообщать), речь идет о передаче сигналов и сообщений. Формальный характер этой передачи исследуется в математической теории связи и передачи информации (также называемой теорией коммуникации), в кибернетике и системной теории; кроме того, в науке о коммуникации, лингвистике и аналитической философии акцентируется синтаксически-семантический и отчасти интенциональный аспект коммуникации. С другой стороны, понятие коммуникации этимологически тесно связано с такими понятиями, как объединение и сообщество. Эта связь значима прежде всего для ориентированных на отношения и на действие философских теорий, в которых общество рассматривается как условие или цель удавшейся коммуникации.
Установившаяся в конце 1940-х годах теория информации описывает передачу сообщения как обмен информацией между отправителем (источник) и одним или более получателями (абонентами) по так называемым коммуникационным каналам. Удавшаяся коммуникация должна преодолеть ряд помех, которые характеризуются как «шум». Чтобы выделиться на этом фоне, сообщаемые послания должны быть специфическим образом закодированы, и в случае успешной коммуникации раскодируются, т. е. расшифровываются. Наука о коммуникации, а также аналитические и прагматические теории языка расширяют перспективу теории информации за счет качественных моментов понимания значений и уровня межличностных отношений. Последние тематизируются также в психологии коммуникации, которая подчеркивает коммуникативный характер всякого поведения, а также значимость невербальной коммуникации посредством мимики, жестикуляции, одежды и т. п.
Теория систем, развиваемая Н. Луманом, рассматривает символически обобщенные коммуникативные средства, такие как истина, любовь, власть, деньги или религиозная вера, как средства управления различными чисто функционально мыслимыми социальными системами.
Философски значимым понятие коммуникации становится прежде всего в экзистенциальной философии (Экзистенциализм) К. Ясперса, который, развивая мотивы Кьеркегора, проводит различие между базовой «коммуникация здесь-бытия» и более высокой «экзистенциальной коммуникации». Даже успешная «коммуникация здесь-бытия», простирающаяся от сообщения жизненных интересов вплоть до всеобщих элементов идей, остается более низким уровнем коммуникации, чем экзистенциальная коммуникация между отдельными людьми, которую К. Ясперс характеризует как «любовную борьбу», имеющую целью взаимное «самоосвещение». Существенно близка подобному толкованию и философия диалога М. Бубера.
Понятие коммуникации играет роль и в американском прагматизме. Развивая идеи Дж. Г. Мида, который в своей теории символического взаимодействия выделяет коммуникацию как основной принцип устройства человека, Дж. Дьюи понимает коммуникацию как основание социального кооперирования. В современных глобализированных обществах центральная функция отводится прежде всего публичной коммуникации, так как она позволяет связать друг с другом действия и последовательности действий, даже если ее субъекты не находятся в непосредственном контакте друг с другом.
Третье поле философско-прагматических теорий образует трансцендентальная прагматика К.-О. Апеля, а также теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; они представляют собой две магистральные линии этики дискурса. К.-О. Апель указывает на понятие a priori мыслящего коммуникативного сообщества всех аргументирующих как на условие возможности удачной коммуникации. Ю. Хабермас понимает коммуникативное действие как процесс, в котором речь идет о прояснении нормативных притязаний на истину, подлинность и правдивость, которые могут быть заявлены говорящими посредством их высказываний и проверены только во взаимном обмене аргументами. Имплицитной предпосылкой подобного дискурсивного прояснения являются три идеальных условия дискурса: во-первых, должно быть гарантировано, что каждый потенциально заинтересованный может в нем участвовать, во-вторых, что дискурс не будет ущемлен иерархическими отношениями зависимости и, в-третьих, что ни один из участников не имеет скрытого умысла. Цель достижения приемлемого для всех консенсуса и его предпосылки оказываются вписанными в саму структуру коммуникативного разума человека.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 149.