Непостижимое

НЕПОСТИЖИМОЕ - одно из центральных понятий философии Франка, выражающее сложную диалектику познаваемости и непознаваемости всего сущего в его наиболее глубинных и сокровенных основаниях, представляющих нераздельное единство рационального и иррационального, уходящим своими корнями во всеединство. Франк обращает внимание прежде всего на то, что под непостижимым нельзя понимать что-либо безусловно и абсолютно недостижимое и непознаваемое, нечто подобное кантовской «вещи в себе». Напротив, поскольку вообще возможно осмысленно говорить о непостижимом, оно должно как-то быть доступно и достижимо; оно должно как-то встречаться в составе нашего опыта, понимая опыт в широком смысле как совокупность всего, что в какой-либо форме нам дано, предстоит или открывается. Необходимо различать 2 смысла или значения понятия непостижимое. Во 1-х, непостижимое для нас, для наших познавательных способностей с учетом их фактической слабости или ограниченности. Поскольку чаще всего познавательные способности человека в конечном счете сводятся к мышлению, то под непостижимым в первом значении следует понимать недоступное для постигающей мысли. Речь здесь идет не о безусловной непостижимости или недоступности для человеческого сознания вообще, а лишь о недоступности чего-либо для постигающего в понятиях мышления. 2-е значение понятия непостижимое исходит из признания в составе опыта чего-то такого, что по своему собственному содержанию, по своей собственной природе не может быть в принципе представлено как однозначно определимое и постижимое; нельзя его объяснить и отдать логический отчет о его содержании. Вторая форма непостижимого более важна и значима, чем первая; по своему содержанию и объему она в конечном счете совпадает с понятием реальности. Формы существования и проявления этого непостижимого самого по себе Франк прослеживает во всех трех слоях бытия. Во- 1-х, в окружающем нас мире, в самых корнях предметного бытия. Во-2-х, в нашем собственном бытии, как оно обнаруживается в качестве внутренней жизни каждого из нас и как оно проявляется во внутренней жизни др. людей и в более глубоко лежащей духовной основе душевной жизни вообще. В-З-х, в том слое бытия (реальности), который их объединяет и обосновывает. В итоге он приходит к выводу, что мир в своих глубинных основаниях непостижим. Из этого, однако, не следует утверждение какого-либо скептицизма или абсолютного иррационализма. Момент рациональности остается существенным моментом самою бытия, и потому опирающаяся на него установка рационального миропонимания как таковая вполне оправданна и уместна. Неправомерна не сама по себе эта установка, а ее притязания быть абсолютной, исчерпывающей и всеобъемлющей. Она должна быть, по Франку, обогащена средствами интуитивного, мистического миропонимания и описания реальности (см. «Предмет знания», «Непостижимое», «Реальность и человек», Франк).

В. И. Кураев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 406-407.

Понятие: