Память (Шапарь, 2009)

ПАМЯТЬ — процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие повторное использование его в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Без включения ее в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, а ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.

Исследования памяти междисциплинарны, ибо в различных формах памяти встречается на всех уровнях жизни, включая в себя не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Фронт этих исследований ширится в связи с появлением компьютерных средств накопления и поиска данных.

Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце XIX века работы немецкого психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен в бихевиористских исследованиях «научения вербального» (см. Бихевиоризм). Почти одновременно началось изучение возможностей памяти фиксировать сложный осмысленный материал. В начале XX века французский философ А. Бергсон противопоставил «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта.

Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальт-психологией. В психоанализе предпринималась попытка объяснения забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Другие исследователи показали сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих культурных норм, значимость социокультурных факторов в формировании высших форм памяти.

Отечественными психологами разработано представление о памяти как о «действии в собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опирающемся на общественно выработанные знаковые средства. Наряду с запоминанием произвольным изучалось и непроизвольное, исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их структуры деятельности.

При психологическом анализе памяти важно учитывать то, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы может изменяться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности.

В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

В зависимости от установки на длительность сохранения выделяют память краткосрочную и долговременную. Различие этих видов памяти физиологически подтверждается следами, хранящими информацию. По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

По модальности сохраняемых образов выделяют память словесно-логическую и образную. Обычно уровень развития таких образов у индивида неодинаков, что позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти.

Среди характеристик памяти выделяют следующие природные свойства: 1) скорость запоминания — количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти; 2) объем запоминания; 3) скорость забывания — время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти; 4) длительность сохранения; 5) точность.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 359-361.

Понятие: