Младенческий возраст

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми; первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым; второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с «кризисом первого года», свидетельствующим о формировании личности ребенка, В отечественной психологии проблема младенчества разрабатывалась прежде всего в русле деятельностного подхода, в рамках которого была определена зависимость развития различных психических процессов и свойств ребенка от содержания и структуры его деятельности. Еще и 1920-е гг. к анализу общения младенца обратился Н. М. Щелованов, описавший целостную реакцию младенца на взрослого — комплекс оживления. Систематической разработкой проблемы ведущей деятельности младенческого возраста занималась М. И. Лисина, показавшая генезис общения, его формы и движущие силы, а также его влияние на развитие личности ребенка (Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986). В исследованиях, проведенных в дальнейшем, эта линия была продолжена, в частности было показано, что новообразованием младенческого периода является эмоциональная синтония (Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М. Педагогика, 1990). Также в исследованиях Р. Ж. Мухамедрахимова было показано, что уже начиная с рождения младенец различает сложные сигналы, подаваемые человеком, прежде всего матерью, предпочитает их другим сигналам окружающей среды, а также может имитировать другого человека. Основная цель взаимодействия младенца и матери — это получение удовольствия и радости от общения друг с другом или достижение у них некоторого аффективно положительного оптимального уровня внимания и возбуждения. На этом основании был сделан вывод, что ребенок появляется на свет со способностями устанавливать взаимоотношения с другими людьми. И концепции Е. О. Смирновой постулируется, что сначала существует непосредственная связь ребенка и взрослого по принципу «я — ты». При этом взрослый живет в сознании ребенка как целостная и уникальная личность, как субъект общения и обращения. Затем к этой связи добавляется новый тип отношений, в котором и сам ребенок, и взрослый в его глазах приобретают определенные, конкретные характеристики (овеществляются). При этом взрослый начинает жить в сознании ребенка как конкретное эмпирическое существо, которое можно познавать, оценивать и использовать (Смирнова Б. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6). Другое направление исследования психики младенца было ориентировано на выявление структуры его восприятия и мышления (Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 343-344.

Литература:

Развитие общения у дошкольников // Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М: Педагогика, 1974; Ямщиков А. Н. Зрительное восприятие формы младенцами // Вопросы психологии. 1978. № 4; Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979; Уайт Б. Первые три года жизни. М: Педагогика, 1982; Сергиенко Е. А. Проблемы психического развития: некоторые острые вопросы и пут» их решения // Психологический журнал. 1990. № 1. Т. 11; Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991; Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.