Абсолютизм (СИЭ, 1961)
АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus - независимый, неограниченный), абсолютная монархия, - форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодальной формации; в ряде стран в измененном виде абсолютизм как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 века. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства (король, царь, император) рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновниками; глава государства устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги. Абсолютная монархия - наиболее законченная форма политической централизации в феодальных государствах - создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные (по сравнению с прежними формами государства) средства принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Абсолютная монархия, как и всякая другая форма феодального государства, есть орган подчинения и подавления трудящихся, прежде всего - крестьянства. Специфической особенностью абсолютизма является то, что при абсолютизме аппарат принуждения (т. е, государство в собственном смысле слова) приобретает кажущуюся независимость от господствующего класса дворянства, органом которого оно является. Условия, создающие такую возможность, появляются с развитием в недрах феодального общества элементов капиталистических производственных отношений и возникновением буржуазии, еще недостаточно сильной, чтобы претендовать на захват власти, но экономически уже достаточно мощной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам господствующего класса феодалов. Именно в этот переходный период возникает абсолютная монархия. Несмотря на то, что абсолютизм и его исполнительные органы играли на противоречиях между дворянством и буржуазией, опираясь то на первое, то на вторую, он оставался формой диктатуры дворянства, которое в изменившихся исторических условиях разложения феодализма и резкого обострения классовой борьбы вынуждено было мириться в интересах сохранения собств. привилегий и своего положения господствующего класса с необходимостью независимости (в некоторых пределах) аппарата государственной власти.
Проблема абсолютизма привлекает большое внимание историков и государствоведов; однако буржуазные историки и юристы сосредоточивают обычно основное внимание на формально-юридических признаках абсолютизма (многие из них находят абсолютную монархию всюду, где имелась неограниченная монархическая власть - в Древнем Египте, Древнем Риме в период империи и т. д.). В соответствии с буржуазными воззрениями на государство распространены представления о надклассовом характере абсолютной монархии, утверждения о том, что абсолютная монархия является по существу государством буржуазным, а не феодальным (в соответствии с буржуазными концепциями феодализма как периода феодальной раздробленности). Научное теоретическое рассмотрение абсолютная монархия впервые получила в работах и высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. литературу к статье). В советской исторической науке проблема абсолютизма долгое время была одной из дискуссионных. В 20-е годы известное распространение имела концепция М. H. Покровского, который считал абсолютную монархию формой господства торгового капитала. Современные советские историки единодушно определяют классовую сущность абсолютной монархии (это - последняя форма феодального государства), хотя в подходе к проблемам абсолютной монархии в работах советских историков имеются расхождения (см. работы С. Д. Сказкина и Б. Ф. Поршнева, указанные в литературе к статье). Абсолютная монархия до последнего времени изучалась почти исключительно на европейском материале. Однако эта форма государства возникла в определенных исторических условиях и далеко за пределами Европы, хотя развитие абсолютизма в странах Европы и в странах Востока имеет свои особенности, равно как и его развитие в той или иной стране. Особенности абсолютной монархии в странах Востока еще недостаточно изучены в исторической науке.
Странами, где абсолютизм принял наиболее законченные "классические" формы, были: в Европе - Франция, в Азии - Япония. Во Франции появление некоторых элементов абсолютизма относится уже ко времени Людовика XI (1461-1483), расцвет - ко времени Ришельё и особенно Людовика XIV (1643-1715). Абсолютная монархия пришла здесь, как и в других странах Европы, на смену сословной монархии; сословно-представительные учреждения (французские Генеральные штаты, испанские кортесы) в эпоху абсолютизма, как правило, перестают созываться.
Абсолютная монархия в начальный период своего существования играла исторически прогрессивную роль. Она покончила с сепаратизмом феодальной знати, уничтожив остатки политической раздробленности, содействовала сплочению больших территорий, установив в них единообразное управление, способствовавшее экономическому единству страны и успешному развитию новых, капиталистических отношений. Абсолютная монархия субсидировала развитие мануфактур, ввела систему покровительственных пошлин, проводила политику меркантилизма, вела торговые войны. Поэтому в этот период она поддерживалась буржуазией, нуждавшейся, кроме того, и в аппарате насилия в эпоху так называемого первоначального накопления капитала. Однако абсолютная монархия действовала на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах господствующего класса дворянства, получавшего от успешного экономического развития страны, которое на том этапе могло быть только капиталистическим, дополнительные доходы от развития торговли и промышленности как в форме налогов (централизованная феодальная рента), колоссально возросших при абсолютизме, так и непосредственно от оживления экономической жизни. Абсолютная монархия использовала экономическое развитие также для укрепления военной мощи феодального государства и осуществления военной экспансии. Эти черты абсолютизма, характерные (с различными модификациями) для большинства европейских стран, прошедших стадию абсолютизма, нашли наиболее яркое выражение во Франции. Особенностями английского абсолютизма (классический период - при Елизавете Тюдор, 1558-1603) были сохранение парламента, который использовался королевской властью в качестве орудия усиления своей власти, слабость бюрократического аппарата на местах, где крупную роль продолжало играть местное самоуправление, отсутствие постоянной армии. Основной особенностью абсолютизма в Испании (классический период - при Филиппе II, 1556-1598) было то, что он не оказывал поддержки промышленности и торговле страны (не проводил политики протекционизма, поощрения развития мануфактур и т. д.), не сыграв, таким образом, прогрессивной роли и выродившись фактически в деспотию. В раздробленной Германии абсолютизм сложился с запозданием (со 2-й половине 17-18 веках) и лишь в пределах отдельных территорий (княжеский абсолютизм). Отличительные черты имел и абсолютизм в России (см. ниже - раздел Абсолютизм в России). В некоторых странах (Польша) абсолютизм вообще не сложился. В 18 веке характерной формой абсолютизма в ряде стран Европы с относительно замедленным развитием капиталистических отношений (Австрия, Пруссия, Россия, Скандинавские страны) был так называемый просвещенный абсолютизм.
В странах Азии абсолютизм развился из иных, чем в странах Европы, государственных форм (не существовало сословной монархии). В связи с более замедленным развитием элементов капиталистических отношений в большинстве стран Азии существование абсолютизм здесь затянулось (в ряде стран он существовал вплоть до 20 века, в некоторых сохранился, хотя и в измененном виде, поныне). Большая устойчивость феодальных отношений в странах Азии приводила к тому, что централизация была проведена здесь менее полно, а зарождавшиеся местные капиталистич. элементы оказывали меньшее влияние на политику абсолютистского государства, чем во многих европейских странах; в то же время существенное влияние на политику феодально абсолютистских государств ряда стран Азии оказывало иностранное вмешательство, колониальная политика европейских капиталистических держав. Так, например, в Китае, где элементы абсолютизма возникли при династии Мин (особенно в 16 веке), маньчжурская династия Цин (1644-1911), законсервировавшая на некоторое время феодальный строй, опиралась не только на китайских феодалов, но и на иностранных империалистов. Консервирование феодального строя, опора не только на крупных турецких феодалов, но и на иностранный империализм были характерны и для правления султана Абдул-Хамида II (1876-1909) в Османской империи. Отдельные черты абсолютизма (поощрение мануфактур, введение покровительственных таможенных пошлин, государственных монополий) обнаруживаются в Египте в 1-й половине 19 века, особенно при Мухаммеде-Али (1805-1849), однако они не получили развития вследствие проникновения в Египет иностранного капитала. В Японии, где абсолютизм был выражен наиболее отчетливо (установился в начале 17 века в эпоху Токугава), характерным для него были: размещение владений феодалов так, чтобы между землями крупных феодалов были расположены владения феодалов, либо прямо принадлежащих к правившему дому Токугава, либо полностью от него зависимых; система заложничества - обязанность феодалов держать свои семьи в столице, а самим проживать попеременно год в своем княжестве, год - в столице; создание собственной экономической мощи путем сосредоточения в руках правившего дома почти четверти всего земельного фонда страны; изъятие всех крупных торгово-ремесленных городов и торговых путей из ведения феодалов и подчинение их центральному правительству; изоляция страны от внешнего мира.
С развитием буржуазии абсолютная монархия постепенно утрачивала прогрессивный характер, становилась учреждением, задерживавшим дальнейшее развитие капитализма и общества в целом. В развитых капиталистических странах, где произошли ранние буржуазные революции, абсолютизм был уничтожен в ходе этих революций (в Англии - в ходе буржуазной революции 17 века, во Франции - буржуазной революции конца 18 века). В странах более замедленного капиталистического развития буржуазия перед лицом усиливавшегося пролетариата шла на сделку с феодально-абсолютистской монархией (в революциях 1848-1849 годов в Германии и Австрии, в революции 1905-1907 годов в России и др.) - здесь происходила постепенная эволюция феодально-абсолютистской монархии в монархию буржуазно-помещичью; незавершенный характер носила и так называемая революция Мэйдзи (1867-1868) в Японии, покончившая с абсолютизмом Токугава, но не ликвидировавшая монархии и засилия феодальных элементов в государственном аппарате. В России абсолютная монархия была ликвидирована Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 года; полу абсолютистская монархия в Германии просуществовала вплоть до буржуазно-демократической Ноябрьской революции 1918 года. В Китае, где борьба против феодально-абсолютистского режима Цинской династии тесно переплелась с борьбой за освобождение от иностранного гнета, абсолютная монархия была уничтожена в результате Синьхайской революции 1911 года. В Турции абсолютизм был ликвидирован в 1922 году, в результате национально-освободительной борьбы турецкого народа (так называемая Кемалистская революция).
С. Д. Сказкин, Н. И. Конрад. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Литература:
Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же, Революц. Испания, там же, т. 10, с. 432; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, Маркс К. и Энгельс Р., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 2; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; его же. Проект резолюции о современном моменте и задачах партии, там же, т. 15. Скавкин С. Д., Маркс и Энгельс о зап.-европ. абсолютизме. "Уч. зап. МГПИ", Кафедра ист. ф-та, 1941, т. 3, в. 1; его же, Проблема абсолютизма в Зап. Европе, в кн.: Из истории ср.-век. Европы, М., 1957; Поршнев Б. Ф., Нар. восстания во Франции перед фрондой (1623-1648), М.-Л., 1948; его же, Сущность феод. гос-ва, "ИАН СССР", серия истории и философии, 1950, т. 7, No 5; его же, ст. "Абсолютизм", БСЭ, 2 изд., т. 1, М., 1949; Штокмар В. В., Идеология англ. абсолютизма в письмах Елизаветы Тюдор, "Уч. зап. ЛГУ", 1950, в. 17; Кудрявцев А. Е., Кризис абсолютизма в Англии начала XVII в..., "Уч. зап. ЛГУ", серия ист. наук, 1939, в. 4; Самойло А. С., Проблема абсолютной монархии в совр. марксистской и бурж. историографии, в сб.: Ср. века, 1959, в. 16; Тарле Е. В., Падение абсолютизма в Зап. Европе и России, 2 изд., П., 1923; Ардашев П. Н., Абсолютная монархия на Западе, СПБ, 1902; Кареев Н. Н., Зап.-европ. абсолютная монархия 16-18 вв., СПБ, 1908. Koser R., Epochen der absoluten Monarchie in der neueren Geschichte, "Hist. Z.", 1889, Bd 61, Н. 2; Baldwin S. E., Moden political institutions, Boston, 1898; Hitier J., La doctrine de l'absolutisme. Etude d'histoire du droit public, P., 1903; Bloch M., Les rois thaumaturges, Stras. - L.-N. Y., 1924; Hartung F., Die Epochen der absoluten Monarchie...,"Hist. Z.", l931, Bd 145, Hf. I; Mommsen W., Zur Beurteilung des Absolutismus, "Hist. Z.", 1938, Bd 158, Hf. I; Hartung F., Mousnier R., Quelques problèmes concernant la monarchie absolue (Relazioni del X Congresso internationale di scienze storiche, v. 4, Firence, 1955). См. также лит. при ст. Просвещенный абсолютизм, а также при статьях об отдельных династиях и представителях абсолютизма.