Посты в православии

ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВИИ — религиозно-нравственные установления; учреждены, согласно церковному преданию, одновременно с возникновением христианства по примеру Иисуса Христа и апостолов. Древнейшие из церковных авторов утверждают, что апостолы установили посты в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне. Помимо религиозно-нравственного фактора посты в условиях натурального хозяйствования играли роль экономического стабилизатора, включаясь в крестьянскую экономику, помогали регулировать питание и частично сберегать продукты. Посты бывают однодневные (по средам и пятницам почти каждую неделю) и многодневные, или "большие". Многодневные: 1. Великий, или Великая четыредесятница, — предшествует Пасхе и длится 7 недель. Из них в русском народном календаре выделяются четыре последние недели: средокрестная — середина постов (в среду на этой неделе, считалось, "пост ломается", исполнялись разнообразные обряды весеннего типа), похвальная (пятая) — на утрени читается акафист "Похвала Богородице", цветоносная, или вербная (шестая), — в субботу освящаются ветки вербы, которым в религиозно-бытовой практике придаются особые обережные и оздоравливающие свойства, Великая седьмица, или Страстная неделя, посвящена религиозно-нравственным и практическим приготовлениям к встрече Пасхи. На этой неделе выделяется ритуальными приготовлениями четверг, называемый Великим, или Чистым; 2. Петров, или апостольский, пост, Петровки — начинается через неделю после Троицы и заканчивается днем ап. Петра и Павла (12 июля). В Петровки по традиции запасали к сенокосу молочные продукты (творог, сметану, коровье масло). Народная характеристика Петрова поста: "Петровка-голодовка", так как запасы старого урожая съедены, а новый не созрел; 3. Успенский (или, по народному календарю, — Госпожино говение) длится с 14 по 28 августа. Посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Народная характеристика Успенского поста — "Спасовка-лакомка", так как на его время приходятся праздники "Спас медовый" и "Спас яблочный", когда в церкви освящаются мед и первые плоды; 4. Рождественский пост, народное название — Филипповки, так как его начало совпадает с днем памяти ап. Филиппа (27 ноября), длится 40 дней, посвящен празднику Рождества Христова, в последний день соблюдается запрет на пищу "до звезды". С возрождением утраченных в 20 веке традиций хозяйственной деятельности возрождается и религиозно-культовое распределение времени годового календаря. Однако в системе общественных связей посты в настоящее время занимают скромное место. Их соблюдение связано прежде всего с личными убеждениями и подготовкой к принятию причастия. 

Л.А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 338-339.

Понятие: