Ваххабизм (РИЭ, 2016)
ВАХХАБИЗМ — реформистское течение в исламе. Зародилось в 30-х годах XVIII века в Неджде под влиянием идей Мухаммада Ибн Абд ал-Ваххаба (1703—1792), по имени которого получило название в научной литературе; сторонники Ибн Абд ал-Ваххаба обычно называют себя просто «мусульманами» или «единобожниками». В основе ваххабизма — идеи возвращения ислама к состоянию первых поколений мусульман, очищение ислама от «новшеств», которые не находили прецедента в достоверных преданиях (хадисы). Среди недопустимых, по мнению Ибн Абд ал-Ваххаба, «новшеств», которые были популярны среди бедуинов в то время, — культ предков и святых, колдовство, фетишизм и анимизм. Ибн Абд ал-Ваххаб сформулировал концепцию строгого единобожия (таухид), в рамках которой эти практики резко осуждались как недопустимые с точки зрения ислама. Нарушение принципа строгого единобожия — признак многобожия (ширк). Многобожниками объявлялись все суфии, а затем и те, кто не был согласен с доктриной ваххабизма. Несмотря на критику Ибн Абд ал-Ваххабом правовых школ (мазхабов), считается, что идеолог В. был приверженцем учения Ахмада Ибн Ханбала и испытал сильное влияние ханбалитской доктрины.
В середине 1740-х годов Ибн Абд ал-Ваххаб заключил политический союз с влиятельным эмиром эд-Диръии Мухаммадом Ибн Саудом (1710—1765). Идеи ваххабизма сыграли роль скрепляющего идеологического фактора в создании первого государства Саудидов (1745—1811) из разрозненных бедуинских племен. Социально-политическая доктрина ваххабизма была нацелена на построение централизованного государства и общества; в ее основе лежали принципы подчинения народа власть имущим, жесткое подавление центробежных тенденций, но одновременно и забота властителей о своих подданных и социальная гармония. Ваххабизм оправдывал военные завоевания необходимостью распространения идей «истинного» ислама среди отпавших от веры бедуинов. Завоевания саудитов вели к активному распространению влияния ваххабизма в Неджде. Каждая военная победа Ибн Сауда сопровождалась отсылкой в завоеванный регион ваххабитских богословов, которые проповедовали «истинное единобожие». Отряды ваххабитов активно участвовали в военных походах и заслужили славу наиболее фанатичных и жестоких бойцов. После смерти Ибн Абд ал-Ваххаба его потомки и последователи сформировали богословский клан Ааль аш-Шейх.
Расцвет ваххабизма связывается с созданием третьего саудовского государства (с 1932 по настоящее время). В начале ХХ в. Абдель Азиз Ибн Сауд (1876—1953) стал объединять аравийские земли. Одновременно в Неджде под предводительством ряда ваххабитских идеологов зародилось движение ихванов. Они представляли собой автономные и самозамкнутые общины, члены которых старались жить по заветам Ибн Абд ал-Ваххаба. Религиозный фанатизм ихванов приглянулся Ибн Сауду, он стал оказывать им поддержку, и со временем ихваны превратились в ударную военную силу саудитов. Они сыграли важную роль на первом этапе завоевания Ибн Саудом Хиджаза (1924—1926). После восстаний ихванов в 1925—1930 годы их силы были репрессированы, и движение распалось.
Уничтожение ихванов фактически означало очищение ваххабитской идеологии от наиболее радикальных идей. Конфликт между Ибн Саудом и ваххабитскими богословами по поводу правомерности использования новейших средств связи, техники и нетрадиционных для Аравии видов питания и табака также завершился победой Ибн Сауда. Под его сильным влиянием ваххабитская идеология претерпела изменения, и в некоторых моментах была смягчена в угоду государственным интересам.
Сегодня члены Ааль аш-Шейх играют ключевую роль в саудовском духовном истеблишменте. Вместе с тем, ни в одном из законов королевства не оговорен особый статус ваххабитской доктрины.
Ваххабизм имеет распространение и за пределами Саудовской Аравии, хотя четкие границы этого понятия до сих пор не определены. Ваххабитами обычно называют последователей фундаменталистских и радикальных идеологов суннитского толка, которые опираются на идеи Мухаммада Ибн Абд ал-Ваххаба. Одним из признаков ваххабитской организации считается ее финансирование из источников в Саудовской Аравии. Разные исследователи говорят о наличии «ваххабитского подполья» в том числе на территории России — на Северном Кавказе, в Поволжье и ряде других районов.
Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.