Ивановцы

ИВАНОВЦЫ — последователи «системы естественного оздоровления» Учителя Иванова; эта "система" представляет собой врачевательный мистический культ, основанный Порфирием Корнеевичем Ивановым (1898—1983). В молодости он был шахтером, грузчиком, образование — 4 класса церковно-приходской школы. В 1933 году он почувствовал пробуждение в себе сверхъестественных сил и возможностей, того, что принято называть харизмой. Даже в зимнюю стужу он ходил в одних трусах, каждый день обливался холодной водой, голодал четыре дня в неделю. Он называл себя богом Паршеком, пришедшим дать людям бессмертие, повседневно оказывать им всяческую помощь и даровать чудесное исцеление от всех, даже неизлечимых, болезней. Иванов учил, что единение с тремя "живыми телами" природы — воздухом, водой и землей — позволит человеку избавиться от потребности в пище, одежде, жилье. Закалку организма надо сочетать с любовью к людям и желанием приносить им добро. "Самое главное — это люди, — писал Иванов. — Самое главное — любить людей". "Обходись с людьми вежливо и умело. Сделай из врага друга". Эти гуманистические побуждения, установка на единение с природой, на оздоровление организма явились главной причиной растущей популярности "системы Иванова". Однако его последователи порой усугубляют суровость закаливания и голодания, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. Нередко под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на овладение "мистическими силами природы" и служащие формированию у человека чувства своей избранности и божественной просветленности. Центральное место в "системе Иванова" занимает "Детка" — краткий кодекс здорового быта и нравственного поведения. Излагаемые в нем "заповеди" нашли достаточно широкий отклик у людей, не только испытывающих ностальгию по близкой к природе здоровой сельской жизни, но и просто ищущих радикальных средств укрепления своего организма и повышения трудоспособности в условиях низкого уровня медицинского обслуживания в стране и плохой работы физкультурно-оздоровительных учреждений. К тому же нравственные наставления "Детки" импонируют проповедью доброжелательных отношений между людьми, что также весьма привлекает тех, кто испытывает психологический дискомфорт от обезличенных отношений в современном "машинизированном" обществе.

П. Иванов оставил и определенные наметки утопического сектантского учения, когда планировал создание сектантской общины на Чувилкином Бугре. Там сектанты должны были жить отстраненно от окружения, полностью порвав с обычным образом жизни, отказавшись от трудовой деятельности, в фантастическом "слиянии с Природой". В последние годы идеология этого мистического культа развивается в двух направлениях. С одной стороны, используются гипотетические идеи энергетизма и космизма и делаются попытки на этой основе связать представления Иванова с идеями ученого В. И. Вернадского, католического теолога Тейяра де Шардена и религ. философа Н. Ф. Федорова, в результате чего неоязычество Порфирия Иванова наполняется псевдонаучным содержанием. С другой стороны, наблюдается стремление сблизить фигуру "Учителя-пророка" Иванова с христианской традицией: в нем видят сошедшего на землю Бога в ипостаси Св. Духа. "После Христа пришел Святой Дух — Иванов. Как после периода Ветхого Завета наступил период Нового Завета, так теперь пришло время Завета Учителя Иванова". Таким образом мистический культ Порфирия Иванова интерпретируется как одна из разновидностей неохристианства. Можно констатировать, что за неполные полтора десятилетия движение ивановцев значительно изменилось по своему содержанию и направленности. Магический культ "закалки-тренировки", созданный полуграмотным Паршеком, обрел в интеллигентской среде наших богоискателей новые культурные измерения, религиозные ценности и мировоззренческие ориентиры. Благодаря этому примитивное неоязыческое врачевание получило как бы второе дыхание, позволившее ему встать в один ряд с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями.

Е. Г. Балагушкин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 108-109.