Индеанизм
ИНДЕАНИЗМ — современная идеология коренного населения Латинской Америки. 70-80-е годы отмечены заметным подъемом социально-политической и идеологической активности индейского населения, и прежде всего в Боливии, Перу, Эквадоре и Гватемале, где коренные племена и народности составляют около половины населения и имеют давние традиции борьбы за свои социальные и культурно-этнические права. В эти годы возникло несколько массовых индейских движений (Движение перуанских индейцев, Общинная власть в Перу, Движение Тупака Катара в Боливии), которые не только считают своей задачей улучшение положения индейского крестьянства, но в ряде случаев ставят вопрос о необходимости радикального изменения всего образа жизни коренного населения, в частности народов кечуа и аймара.
В основе их идеологии лежит почти полное отрицание всех норм и установлений европейской цивилизации, тезис о необходимости решать проблемы индейского населения только его собственными силами. Обращаясь к основной категории «космического мировидения» андских индейцев (идея движущегося по кругу времени, неразделимости духа и материи, анимистические представления, традиционные религиозные образы и мифы, противопоставляемые отрицаемому ими христианству), некоторые идеологи (боливийцы Ф. и Р. Рейгана, перуанцы Г. Карнеро Оке и В. Роэль Пинеда, гватемалец А Поп Каала) подвергают ревизии и развенчанию основные философские концепции и мировоззренческие категории западной цивилизации. Теориям преобразования природы, прогресса они противопоставляют тезис о нерасчленимом единстве человека с природой, о необходимости адаптации к ее законам; христианству — язычество (солярный культ); рационализму — интуитивное познание и эмоциональное содержание бытия.
В большинстве своем индейские идеологи отрицают технологический прогресс, хотя некоторые стремятся сочетать свою «экономическую философию» с необходимостью использования определенных достижений прогресса. Одни из них отвергают какое бы то ни было сближение с представителями левых сил своих стран во имя социально-экономического возрождения коренного населения и становятся на позиции «индейского расизма». Другие же считают возможным и целесообразным единство действий с другими эксплуатируемыми слоями трудящихся, признают универсальность некоторых положений марксистской теории.
По своему существу эта, в достаточной степени эклектичная идеология типологически сходна с теми теориями эндогенного развития, которые получили распространение в последнее десятилетие в странах Тропической Африки и Ближнего Востока. В их основе лежит тезис о том, что развитие неевропейских стран с их традиционной самобытной культурой должно опираться на внутреннее культурное наследие и накопленный в течение тысячелетий общественно-исторический потенциал. Однако некоторые положения индейских идеологов смыкаются с концепциями проповедников альтернативного развития в европейских странах, с их основной идеей о кризисе современной цивилизации и насущной необходимости его преодоления в планетарном масштабе.
См.: Аборигены, Духовный колониализм, Культурный империализм, Коренные народы, Малочисленные народы.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 132-133.