Календари религиозные
КАЛЕНДАРИ РЕЛИГИОЗНЫЕ. 1. Религиозные системы летоисчисления. Исходный момент летоисчисления в календарях религиозных связывается с датой мифического сотворения мира или какого-либо иного события. Летоисчисления от «сотворения мира» в настоящее время придерживаются верующие в иудаизме, старообрядчестве. Современное христианство ведет летоисчисление с мифической даты рождения Иисуса Христа (предложено в 525 году римским монахом Дионисием, который и «высчитал», что Христос родился в 753 году от основания Рима). Мусульманский календарь религиозный берет за первоначальную дату летосчисления 622 год н. э. — год переселения Мухаммеда в Медину.
2. Календари с обозначением времени религиозных праздников и приведением сведений о тех или иных религиозных и церковных событиях, обрядах и т. д. Известны древнегреческие и древнеримские календари религиозные, в которых перечислялись дни праздников, жертвоприношений. В 448 году н. э. был составлен календарь религиозный, представляющий собой переход от языческих календарей религиозных к христианским. С этого времени христианские календари религиозные составлялись регулярно в виде списков и сборников, содержащих сказания о святых и религиозных праздниках, приуроченных к определенным дням года. Эти календари религиозные назывались святцами, мартирологом, прологом, синаксарем, минеями. В Древней Руси после утверждения христианства долгое время широкое распространение имели календари религиозные языческого происхождения, предназначенные для определения «счастливых» и «несчастливых» дней и часов, указаниями суеверных установлений (в какой день нельзя стричь волосы, есть репу, рубить лес и т. д.). К такого рода календарям религиозным, в частности, относятся «громник», «молнияник».
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 118-119.