Неогегельянство (Фролов)
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — идеалистическое философское направление, возникло в Англии и США во второй половине 19 в. как реакция на естественно-исторический материализм и позитивизм со стороны идеалистически-спекулятивной философии (Г. X. Грин, Ф. Г. Брэдли, Дж. Ройс, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.). В конце 19 — начале 20 в. неогегельянство приняло антимарксистскую направленность, распространилось в Италии (Кроче, Джентиле), России (И. А. Ильин и др.), Нидерландах (Г. Болланд). Накануне Первой мировой войны и после нее выдвинулось нем. Н. (Г. Глокнер, Р. Кронер, Т. Литт). После 2-й мировой войны неогегельянство распространяется во Франции, во мн. сливаясь с экзистенциализмом (Ж. Валь, Ипполит, А. Кожев). Для неогегельянства характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. В 30-х гг. дань неогегельянству отдал Маркузе. Проблему противоречия неогегельянцы решают по-разному: от «примирения» противоречий до отрицания возможности разрешения их вообще («трагическая диалектика» А. Либерта). В социологии некоторые представители неогегельянства использовали реакционные стороны гегелевской философии духа для «обоснования» политики империалистического государства (Б. Бозанкет), а затем и фашистского корпоративного государства как средства примирения классов в обществе. В 1930 был создан центр неогегельянства — «Международный гегелевский союз», ныне не существующий. Созданные в последние годы многочисленные гегелевские общества разной идеологической ориентации не являются центрами неогегельянства в собственном смысле слова: в основном они ориентированы на извлечение уроков из системы и метода Гегеля для современной философии и трактовки социальной действительности.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 292.