Иррационализм (СИЭ, 1965)

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - одно из течений философского идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека, отрицанием объективной закономерности развития природы и общества и возможности их научного познания. Крупнейшими представителями философского иррационализма в новое время были Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В буржуазной философии эпохи империализма иррационализм особенно распространен. Его наиболее яркими выражениями являются "философия жизни" (В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель и др.) и экзистенциализм (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.). Иррационализм в различной степени пропитывает и другие течения современного философского идеализма. В области социологии и социальной психологии иррационализм особенно полно выражен во фрейдизме.

В буржуазной историографии иррационализм проявляется как в интерпретации исторического процесса, так и в трактовке самого исторического познания. Иррационализм в интерпретации исторического процесса, уходящий своими корнями в немецкую романтическую историографию (см. Романтизм), категорически отрицает наличие в истории объективной закономерности. Абсолютизируя роль случайности в общественном развитии, иррационализм утверждает абсолютнгую индивидуальность, неповторимость актов исторического творчества. Специфической формой иррационализма в истолковании общественной жизни является фрейдизм. Принижая роль и значение сознательной деятельности людей, фрейдисты объясняют социальное поведение человека влиянием прирожденных бессознательных инстинктов и импульсов, имеющих биологичесую природу. Массовые народные движения, особенно революцинные движения, они изображают как проявление диких инстинктивных сил "массовой истерии", войны рассматриваются как проявления якобы присущего человеку "инстинкта разрушения" и т. д. Наиболее заметно влияние фрейдизма проявляется в исторических биографиях, в которых нередко вся деятельность исторической личности "объясняется" ее детскими сексуальными переживаниями.

Продолжая традиции Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера, современные философы и историки-иррационалисты (нем.  - Т. Литт, Г. Риттер, Э. Ротаккер, Ф. Хайек, франц. - А. Марру и др.) отрицают возможность широких историко-социологических обобщений и основывают историческое знание главным образом на интуиции. Подчеркивая, что в создании любых исторических концепций громадное значение имеет мировоззрение историка, они изображают это мировоззрение как нечто по самой своей природе донаучное, иррациональное. Историческое познание ставится, таким образом, в зависимость от субъективных душевных качеств историка и трактуется как разновидность художественного творчества.

И. C. Кон. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Литература:

Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Данилов А. И., Теоретико-методологич. проблемы ист. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, М., 1959, в. 15; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; его же, Бурж. философия истории в тупике, "ВИ", 1960, No 12; Ист. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Кроссер П., Заметки об иррациональности в совр. амер. мысли, "ВФ", 1960, No 8; Гайденко П. П., Философия истории М. Хейдеггера и судьбы бурж. романтизма, там же, 1962, No 4; Ойзерман Т., Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, No 14; Hayek F. A., The counterrevolution of science, Glencoe, 1952; Hughes H. S., Consciousness and society, N. Y., 1959; Lukács G., Die Zerstörung der Vernunft, В., 1955; Marrou H.-J., De la connaissance historique, 4 éd., P., 1962; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956; его же, Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, 2 Aufl., Bonn, 1948.