Творчество (Головин, 1998)

ТВОРЧЕСТВО — психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата.

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта (надсознательное).

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса — открытий, изобретений и прочего — направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая).

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 804.

Понятие: