Мистицизм (Маслин, 2014)

МИСТИЦИЗМ - осмысление и интерпретация мистики и мистического опыта. Мистицизм в русской философии можно рассматривать: 1) как отражение исторических форм мистицизма (западный и восточный) в русской философской традиции; 2) как одно из направлений, развивающих известные формы мирового мистицизма в русской философии; 3) как своеобразное течение мирового мистицизма (русский мистицизм). Термины «мистика» и «мистицизм» восходят к основному понятию греческой мистерий - «μυσειν» («держать закрытым рот»), относившемуся к «мистам», тем, кто посвящался в тайны и был обязан их хранить от непосвященных. Сама тайна (греч. «τα μυστἰκά» - секрет, высшая истина) передавалась непосредственно посвящаемым от «иерофанта» - открывателя святых тайн. «Мистик» - это человек, переживший мистический опыт, т. е. опыт непосредственного соединения с Богом (Духом, Абсолютом, Высшей реальностью) и самостоятельно постигший высшие истины. Мистицизм особое внимание уделяет психическим феноменам; как «теория» мистического опыта и мистики он отличается от философии своим отправным моментом - мистическим опытом, а также целью - исследовать причины, методы достижения и результаты мистических постижений. Мистицизм может быть более или менее философским, религиозным или «научным». От оккультных наук и магических практик мистицизм отличает стремление к соединению с высшим (Богом, Абсолютом), в то время как оккультизм, магия и эзотеризм нацелены на решение земных, практических проблем, на покорение природных сил человеком. В древнерусской философии мистицизм был связан с христианской (апофатической, отрицательной) теологией и неоплатонизмом. Русские средневековые мыслители мистические идеи воспринимали из паламизма, исихазма, ересей мистического толка (павликианства, богомильства), из отреченной литературы. Мистицизм в русской религиозно-философской литературе и практике можно разделить на церковный (Тихон Задонский, нестяжатели, «Добротолюбие», учение об умном делании (умной молитве), старчество), околоцерковный (юродство) и внецерковный (мистические общества: масонство; религиозно-мистические секты; духоборы, хлысты и пр.). В. С. Соловьев впервые ввел в научно-философский оборот понятие мистики как «творческого отношения человеческого чувства к трансцендентному миру», как деятельное, волевое установление взаимосвязи человека с божественным миром. Он обозначил основные подходы к рассмотрению мистики: 1) исторический (от мистерий древних цивилизаций); 2) в переносном смысле («реальная или опытная мистика»); 3) с точки зрения христианства и 4) в аспекте религиозно-философской деятельности. Божественную мистику он рассматривал в работах «София» и «Философские начала цельного знания». Соловьев включал мистику в религию, подчеркивая субъективно-творческий, деятельностный, адогматический ее характер. Выстраивая свою «теоретическую философию» в значительной степени на мистической основе, философ утверждал, что коренясь в индивидуальной вере, мистика есть «особый род религиозно-философской познавательной деятельности». Он пытался создать первую русскую «свободную теософию» на основе «цельного знания» как универсального синтеза науки, философии и религии. Сам будучи мистиком, Соловьев создал учение о богочеловечестве, о поэтапном восхождении человечества к глобальному слиянию с предвечным божеством. «Софийные переживания» Соловьева вызвали к жизни самобытное творчество А. Н. Шмате. Русская мистическая философия после Соловьева традиционно расходилась на две ветви - православную и нерелигиозную (свободную). Поднятая Соловьевым проблема Софии стала предметом исследований ряда русских философов в начале XX века (Софиология). Флоренский в своем «сердечном» богословии связывал мистику с Преданием, представил свое видение Софии; развивал мистику букв, имен, чисел, цветов.

В 1919 году в России было создано «Братство Святой Софии», в которое вошли философы и религиозные деятели Булгаков, Карташев, В. Тернавцев, Н. О. Лосский и др. Братство продолжило свою деятельность в 1923 году в эмиграции, объединив русских философов из Праги, Берлина и Парижа. Председателем Братства был о. Булгаков. Собственный религиозно-мистический опыт он называл «зовами», «встречами», «духовными касаниями миров иных» или иногда, вслед за У. Джеймсом, «обращениями». Известен «Спор о Софии», разразившийся в 1935 году в Париже по поводу книги Булгакова «Агнец Божий».

Булгаков смог защититься от обвинений в ереси на почве библейско-богословского предания. В поздних работах он исследовал мистику в православии: «Мистика есть воздух Православия, окружающий его атмосферой хотя и различной плотности, но всегда движущейся». Соучастие верующего в жизни Иисуса Христа, Богоматери и святых Булгаков называет «мистическим реализмом», считая, что «православное богослужение обращается, прежде всего, к мистическому чувству, его готовит и его воспитывает». Он различал «религиозно-мистическое», связанное с преданием, и «оккультное», ограниченное «религиозно-эмпирической очевидностью» личного откровения. Взгляды духоборов, квакеров, «антидогматиков» и анархистов в религии он называл «мистическим позитивизмом» и «иллюзионизмом». Бердяев писал о «третьем антропологическом откровении», или антроподицее. Он создал философию свободного духа, в которой религиозный мистицизм и философский поиск сливаются нераздельно.

Франк развернул новую онтологию на основе представлений о «непостижимом». Интуитивизм Н. О. Лосского, отталкиваясь от мистики А. Бергсона, наравне с чувственной и интеллектуальной рассматривал мистическую интуицию. Вышеславцев исследовал центральную для исихазма и «умного делания» проблему сердца (Сердцаметафизика), сравнив христианскую и индуальные мистические традиции. Как уникальное явление русский мистицизм начал формироваться с конца XIX века в нескольких параллельных направлениях: теософия Блаватской, мистическая философия В. С. Соловьева, религиозно-мистическая концепция А. Н. Шмидт, символизм.

С начала XX века складываются духовно-практические течения (Гурджиев, Успенский, учение Агни-йоги Е. И. Рерих, концепция «Розы мира» Д. Л. Андреева и др.). Кристаллизуясь как светское синтетическое явление, русский мистицизм развивался на пограничье философии, религии, науки и художественного творчества. Характер этого направления определялся, как правило, православной мистикой. Притяжение - отталкивание антропософских идей характеризует духовные искания целой плеяды русских мыслителей так называемого «духовного возрождения»: Флоренского, А. Белого, Э. К. Метнера и др. А. Белый, творчески и жизненно переосмысливший соловьевскую «софийность», прошедший школу Р. Штейнера и увлечение множеством оккультно-мистических учений, на основе символизма как мировоззрения, пытался создать философский «плюро-дуо-монизм», сочетая мистику и трансцендентность с научно-позитивным мировоззрением и эстетикой.

Творчество деятелей русского серебряного века отличает сплав литературы, философии и мистики (А. А. Блок, Вяч. Иванов, М. А. Волошин, К. Бальмонт, О. Мандельштам и др.). К линии русского мистицизма примыкает философско-символистское творчество Скрябина. Идейный багаж русского авангарда органично включал мистические идеи, что обнаруживается в теоретическом, художественном и литературном наследии Кандинского, Малевича, Хлебникова, Филонова, М. Ларионова и др. В современных философско-психологических исследованиях виртуалистики мистика рассматривается как «виртуальная реальность», «виртуальные миры», существующие по особым внутренним законам.

В. В. Кравченко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 382-383.

Сочинения:

Андреев Д. Л. Роза мира: Метафилософия истории. М., 1991; Белый А. Символизм. Кн. статей. М., 2010; Бердяев Н. А. Философия Свободного духа. М., 1994; Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Рига, 1937. Т. 1-2; Братство Святой Софии. Материалы и документы 1923-1939 / Сост. Н. А. Струве. М.; Париж, 2000; Булгаков С. Н. Православие. М., 1991; Гурджиев Г.И. Взгляды из реального мира. Минск, 1999; Лосский Н. О. Чувственная, рациональная и мистическая интуиция. М., 1995; Соловьев В. С. Мистика // Энц. сл. Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896. Т. XIX (37); Он же. София // Соловьев В. С. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 2000. Т. 2; Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990; Франк С. Л. Непостижимое. М., 1990; Из рукописей А. Н. Шмидт. О Будущности. Третий Завег. Из дневника. Письма и проч. С письмами к ней Вл. Соловьева. М., 1916.

Литература:

Кравченко В. В. Вестники русского мистицизма. М., 1997; Она же. Владимир Соловьев и София. М., 2006; Она же. Мистицизм в русской философской мысли, 19 - нач. 20 ст. М., 1997; Она же. Мистицизм как виртуальная реальность // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997; Она же. О виртуальном мире В. С. Соловьева // Соловьевский сб. М., 2001; Крэнстон С. Е. П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософического движения. Рига; М., 1996; Kravchenko V. The symbolic structure of Alexander Scriabin's «Mystery» [Символическая структура «Мистерии» A. H. Скрябина] // Music and the Arts / Ed. E. Tarasti. Acta Semiotics Fennica ХХШ. Imatra; Helsinki, 2006. Vol. 2; Russian Irrationalism in the Global Context: Sources and Influences / Ed. Olga Tabachnikova. Bristol, 2010.

Понятие: