Политическая теология

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — возникшее к 60—70 годы 20 века широкое идейно-теоретическое течение в христианской идеологии, поставившее перед собой цель ввести в ее содержание представления о человеке как субъекте общественно-политической деятельности. В широком смысле слова политическая теология включает такие направления, как теология надежды, теология мира теология политики, теология революции, теология освобождения, «черная теология», женская теология и т. д. Объективной основой политической теологии выступают противоречия и кризисные, ситуации в различных сферах современного капиталистического общества. Общий кризис политической системы буржуазного государства, возрастающее отчуждение аппарата власти от народа, разложение парламентской демократии и других социальных институтов являются питательной почвой для так называемой теологии политики. В противовес милитаризации общественной жизни, экстремистскому внешнеполитическому курсу, гонке вооружении формируется теология мира. Из кризиса доверия к существующим социальным структурам, ценностным ориентациям и социальным установкам пессимизма во взглядах на настоящее и будущее вырастает теология надежды. Неравноправное положение женщины в разных сферах буржуазного общества, широкая декларация, но фактическое несоблюдение прав и свобод, дискриминация по половому или расовому признаку порождают женскую теологию, «черную теологию» и т. д. Политическая теология, выступившая с критикой интерпретации христианства как доктрины индивидуального спасения, исходит из установки что человек — это не только моральное, но и политическое существо, которое осуществляет свое призвание в общественных отношениях. Поэтому политическая сфера деятельности является неотъемлемой частью человеческого бытия, органически связанной с процессом спасении. Отсюда — непосредственное участие верующих в общественно-преобразовательной деятельности объявляется способом реализации сего христианской веры. Сторонники политической теологии занимаются переосмыслением основных христианских понятии греха, любви, милосердия и т. д. с тем, чтобы придать им политический оттенок. В центре их теологической рефлексии находится фитура Христа – политического лидера, которого в зависимости от своих симпатий они определяют как «бедного» «черного», «партизана», «женщину» и т. д. Политическая теология объединяет разнородные и даже противоположные по социально-классовым позициям идейно-теоретические течения: от сторонников умеренного реформизма до теоретиков леворадикальных христианских движений. В узком смысле термин «политическая теология» применяется к направлению в современной теологии, основными представителями которого являются в протестантизме Д. Зелле, в католицизме И. Метц, выступающие против нейтралитета религии в отношении политики. Сторонники этого направления подчеркивают, что христианство, не будучи по своему существу политическим явлением, тем не менее не безразлично к политической сфере жизнедеятельности человека, и определяют отношение христианства ко всему мирскому как института социальной критики, постоянной оппозиции к любым общественным системам. Политическая теология претендует на выражение общих интересов человечества, а не интересов той или иной группы современного общества. Выдвигая социально-либеральные и даже леворадикальные лозунги, бичуя отдельные пороки капиталистической системы, политическая теология, с одной стороны, внушает трудящимся мысль, что христианство не является вечным союзником несправедливых общественных структур и политических систем, что оно проникнуто заботой об обездоленных, стоит на страже их интересов, а с другой — сторонники политической теологии стремятся подтолкнуть правящие классы к социальным реформам, внушить власть имущим, что существует предел, забвение которого в погоне за прибылью чревато серьезными нотрясениями для всей капиталистической системы.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 196-198.

Понятие: