Бегарды
БЕГАРДЫ (лат. begardi) begardi религиозное движение, объединившее представителей низших слоев общества и получившее исключительное распространение в Северной Франции и сопредельных странах (совр. Бельгии, Нидерландах и Германии). Название «бегарды» может происходить либо от старосаксонского «beg» — «просить милостыню», либо от средненижненемецкого «beggam» — «нищенствовать». Нельзя исключать и происхождение названия от цвета одежды (от фр. beige — «беж») или от имени легендарного родоначальника движения — Ламберта Бегского.
Движение, состоявшее, главным образом, из обедневших крестьян, ремесленников и цеховых подмастерьев, возникло в XIII веке и просуществовало вплоть до конца XVIII века.
Бегарды генетически близки бегинам — религиозному течению, зародившемуся, возможно, в Южнной Франции и распространившемуся по всей Европе; его представители отстаивали идеи духовной самостоятельности и независимости от Католической церкви. Бегины вели аскетический образ жизни и много проповедовали; официальная церковь их считала еретиками. Отрицание необходимого участия священства в деле спасения души ставило как бегинов, так и бегардов в положение еретиков, обреченных на преследование.
Бегарды не принадлежали ни к одному из монашеских орденов; общины организовывались по строгому гендерному принципу. В братства бегардов входили только мужчины, тогда как в группы («бегинажи») бегинок — женщины. За благочестие бегинки часто именуются в источниках «святыми женами» («mulieres sanctae»). Представители данного течения внесли определенный вклад в развитие духовной культуры XIV века: «Зерцало простых душ» французской бегинки Маргариты Поретанской имело широкое хождение и влияние.
По социальному происхождению бегарды были близки к простому народу; по этой причине многие идеи, казавшиеся католическому духовенству крамольными, укоренялись в сознании «безмолвствующего большинства».
На протяжении Средневековья бегарды преследовали, усматривая в их поведении связь с еретическими движениями альбигойцев и вальденсов.
А. К. Гладков.
Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 405-406.
Литература:
Керов В. Л. Францисканцы во Франции в XIII — первой половине XIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы. М., 2007; McDonnell E. W. The Beguines and Beghards in Medieval Culture. New Brunswick, 1954; Neel S. The Origins of the Beguines: Sisters and Workers in the Middle Ages. London, 1989.