Сохэй

ВОИНЫ-МОНАХИ (СОХЭЙ). Во время феодальной эпохи [в Японии] решительный вызов аристократам и воинам бросили отряды сохэй (воины-монахи). Понятие акусо, обозначающее «злой монах», часто встречается в дневниках придворных эпохи Хэйан и обобщает мнение общества об этих солдатах, представлявших могущественные храмы. В то время как воины и аристократы боролись за власть над феодальной Японией, сохэм противоборствовали и тем и другим, стараясь захватить землю и богатство в пользу могущественных религиозных учреждений.

Происхождение отрядов монахов-воинов и понятия, используемые при их описании, могут ввести в заблуждение. Например, самоназвание «воин-монах» (наиболее часто встречающийся перевод термина сохэй) в различные времена толковался по- разному, поскольку сохэй не всегда принадлежали к тому монашескому ордену, которому служили. Кроме того, сохэй были хорошо вооружены и прекрасно владели оружием, несмотря на то что буддийские принципы запрещали монахам подобную деятельность. Кроме того, гражданские кодексы, ограничивавшие право владения оружием среди священников, послушников и других служек, не могли оказать влияние на многих сохэй, служивших в учреждениях, не подчинявшихся подобным запретам. С терминологией связано и другое распространенное неправильное представление о воинах-монахах. Некоторые ученые соединили понятия сохэй и ямабуси («горный отшельник»), так как и те и другие жили в горах и иногда исполняли в средневековых источниках похожие роли. Несмотря на очевидное сходство со словом буси, также обозначающим самурая, слог буси в слове ямабуси представлен совсем другим иероглифом, нежели в слове воин. Термином ямабуси обозначают отшельников, совершавших паломничества по горам и практиковавших медитацию как часть своей духовной жизни. Однако многие могущественные храмы располагались в горах, и обитавшие примерно в тех же местах ямабуси обыкновенно представляли собой мирные фигуры, посвятившие себя религиозному уединению. А легионы воинов-монахов, завербованные религиозными учреждениями, лишь изредка упоминались как ямабуси в современных им источниках просто потому, что храмы, которым они служили, находились в горной местности.

Храмы и другие религиозные учреждения были заинтересованы в использовании подразделений воинов-монахов, чтобы защитить землю, приобретенную в результате перераспределения провинциальных поместий, происходившего в X и XI столетиях. Молодые воины, нанимавшиеся частными поместьями в качестве охраны, вносили терминологическую путаницу, так как брили головы, поэтому их часто принимали за сохэй (как на практике, так и в исторических летописях). В некоторых случаях воины-монахи (включая и рядовых, внешне похожих на монахов, но таковыми часто не являвшихся) приобретали такое могущество, что начинали представлять опасность для императорского двора и сёгуна. Особенно недоброй славой пользовались монахи-воины, служившие в Энрякудзи, Кофукудзи и Миидэра — храмах, расположенных около Киото или древней столицы Нара.

После того как в 1571 г. Ода Нобунага сжег Энрякудзи, власть сохэй значительно сократилась. Усилия, предпринятые Тоётоми Хидэёси, и за-прет на ношение оружия, введенный в конце периода Момояма и начале эпохи Эдо, окончательно подавили сопротивление этих воинов.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 235-236.

Понятие: