Абсурд (Василенко, 1996)
АБСУРД (лат. absurdus - то, что потеряло стройность и смысл звучания) – в экзистенциализме ХХ века распад, бессмысленность и безнадежность человеческого существования. Утверждая бессмысленность жизни, мы разумеем в ней отсутствие абсолютного блага и возможность заполнения им нашей жизни, мы отрицаем существование Бога и божественность человека. (С.Франк). Задача философии - найти, выразить и обосновать смысл бытия вопреки абсурду. 1) Античная философия (неоплатонизм и стоицизм) ориентировалась на логосность мира и объясняла абсурдное как хаос, вызванный древней дерзостью; ему дано ограниченное место в системе мира как целого, стоящего на твердых основаниях: мудрый понимает, что зло, хаос, абсурд заранее предусмотрены Судьбой, которая извлекает из них пользу, а понимая, мудрый не протестует. Но жажда смысла бытия едва ли утолима пониманием космического порядка. 2) Иррационализм (например, Л. Шестова), напротив, ищет смысл бытия в хаосе и абсурде и бунтует против разума, отказывая ему в способности постигать этот смысл. Этому соответствует образ Бога как великого Абсурда, несправедливого, бесчеловечного, злобного, постоянно противоречащего Себе, Бога без Логоса. Уверовать в такого Бога, по Шестову, значит спастись, но это неубедительно. 3) Для атеистического экзистенциализма мир и не слишком рационален, и не так уж иррационален. Он просто неразумен. (А.Камю). Метафизический бунт личности против абсурда - ответ, даваемый без всякой надежды на помощь свыше. Но ее отсутствие не означает отчаяния. Это перманентный бунт, в котором следует постоянно противостоять абсурду и в то же время удерживать его в поле зрения, так как абсурд умирает, если от него отворачиваются. Это также бунт против абсурдной Судьбы. 4) Тот, кто оценивает бытие как абсурдное, где-то в глубине души имеет интуитивное чувство смысла. Христианская мысль не идет на компромисс с абсурдом и злом. Абсурд преодолевается, когда наступает примирение с Богом, Слово которого приоткрывает смысл всего происходящего. Е. Трубецкой: Богоявление и победа Христова на кресте преодолевает всякий абсурд.
Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.