Духоборцы (Мчедлов, 1999)

ДУХОБОРЦЫ — последователи одной из форм старого русского сектантства. Время появления секты духоборцов следует отнести к самому началу 18 века, хотя духоборческое учение, видимо, возникло еще раньше. В первой половине 18 века секта существовала на территории слободской Украины, в Новороссии, постепенно проникая и распространяясь в Тамбовском и Козловском уездах Воронежской губернии и в землях Войска Донского. Первоначально духоборческая секта состояла из однодворцев и казаков, позже в нее вошло небольшое число дворцовых, экономических и ясашных крестьян. Помещичьих крестьян в секте почти не было.

Духоборцы убеждали, что Бог создал человека, чтобы сделать его своим живым храмом. Наследственного греха нет, так что каждый грешит и спасается сам. В наказание Бог создал плоть, но она не орудие сатаны, а данная Богом возможность для покаяния и исправления, ибо потом, в вечности, когда не будет плоти, не будет и покаяния. Душа самовластна пойти по Божьему пути или избрать путь сатаны. Человек, возлюбивший Бога, уподобляется памятью Богу-Отцу, разумом Богу-Сыну, волей — Богу — Святому Духу, и в нем присутствует вся божественная Троица.

В понимании Бога духоборцы были пантеистами. Единение с Богом у духоборцов —это результат процесса совершенствования, осознания своего образа и подобия Божьего. Духоборцы призывали к умеренности и воздержанию, но им был чужд жесткий аскетизм. По их мнению, каждый может стать сыном Божиим, как Христос, который был простым смертным человеком, избранным Богом. Своей смертью он не искупил грехи людей, а показал образ страдания из любви к Богу. Он воскрес не телесно, а духовно в роде праведных и сначала пребывал в апостолах, затем первых папах, потом среди духоборцов. Вопрос о конце света никогда не выдвигался духоборцами на первый план, хотя у них есть псалмы на тему Апокалипсиса. Они не подвергали сомнению второе пришествие и Страшный суд, однако отвергали возможность воскрешения мертвой плоти. Воскреснут только души сынов Божиих, которые в вечности соединятся с Богом. Такие понятия, как ад и рай, духоборцы считали символами злых и добрых дел. Последователи духоборческого учения отвергали все, что было связано с церковью и внешним поклонением: иконы, кресты, таинства, священников, мощи, святых. Название «духоборцы», данное им православными, они объясняли тем, что поклоняются Богу духом и воюют за истину духовным мечом. Духоборцы рассматривали Ветхий и Новый Заветы как набор аллегорий и символов, которые могут быть понятны только с помощью внутреннего откровения в сердце верующего. До конце 18 века духоборцы читали Новый Завет на своих собраниях, но в конце века руководитель тамбовских духоборцов Савелий Капустин, ставший признанным вождем секты, запретил читать Библию, назвав ее «хлопотницей» и объявив истинным только живое устное слово. Религиозные обряды духоборцов были очень просты. На молитвенных собраниях они читали наизусть и пели псалмы, составленные из текстов Псалмов Давида, Нового Завета, церковных молитв, народных духовных стихов и стихов литературного происхождения, а также псалмы собственного сочинения. Все они входили в устную «Животную книгу». В конце моления мужчины и женщины порознь по очереди (второй подходил к первому, затем третий подходил к первому и второму и т. д.), взявшись за правые руки как для рукопожатия, кланялись друг другу два раза, целовались и еще раз кланялись, тем самым поклоняясь божественной Троице в каждом человеке.

Среди русского сектантского движения духоборчество имело ярко выраженную социально-политическую направленность. Они считали, что власти существуют для усмирения злых, а для тех, кто идет сознательно по пути Господа, они не нужны. Царь — не помазанник Божий, а всего лишь старший управитель. Настоящий Царь и Отец у всех один — это Господь Бог, и только ему надо поклоняться и служить. Никому на земле нельзя давать верноподданническую клятву, ни перед кем нельзя снимать шапку. Духоборцы, стараясь последовательно исполнять заповедь «не убий», отказывались служить в армии, скрывали дезертиров. Сектанты за-являли, что все люди равны, поэтому не должно быть рабов и господ, а имеющий материальный избыток должен делиться с неимущими.

В Тамбовском уезде Воронежской губернии в 40-е годы 18 века идеи духоборцев проповедовал Ларион Побирахин. В Екатеринославской губернии с 70-х годах 18 столетия своим учителем сектанты признавали Силуана Колесникова, а затем его сыновей. В конце века вождем стал Савелий Капустин, при котором духоборческая секта, выселенная по указу Александра I в 1802—1804 годы из православных селений в Таврию, приобрела черты теократического государства. Власть в секте стала передаваться по наследству.

В 1841—1845 годы в административном порядке духоборцы были насильно выселены из Таврической губернии в Закавказье. Там, при Лукерье Калмыковой, секта духоборцов пережила свой «золотой век». В 1887 году, после смерти Л. Калмыковой, в ней произошел раскол. Большая часть духоборцов пошла за новым лидером П. В. Веригиным. Вмешательство правительства, поддержавшего меньшинство, привело к перерастанию конфликта внутри секты в конфликт веригинцев с правительством. Последователи Веригина пытались обобществить имущество, организовать совместный труд и равное распределение продуктов. Они отказались от мясной пищи, алкоголя, курения и, как некогда их предки, отказались браться за оружие и служить в армии. В 1895 году в знак протеста против убийства и войны они сожгли имевшееся у них оружие. В результате преследований в 1898-1899 годы 7,5 тысяч «постников», как их стали называть, вынуждены были выехать в Канаду, где и сейчас в провинциях Саскачеван и Британская Колумбия компактно проживают их потомки.

Часть оставшихся на Кавказе духоборцов в начале 20-х годов 20 века выехала в Сальские степи (ныне Ростовская область Целинский район), где основала села-коммуны, успешно развивавшиеся до начала коллективизации. До конца 1980-х годов в Грузии компактно проживало более 3,5 тысяч духоборцов. В результате межнациональных конфликтов и распада СССР к настоящее время почти все они выехали в Россию. Ныне компактными группами духоборцы проживают в Ростовской и Тульской области, на Северном Кавказе.

В июле 1991 году в Ростовской области состоялся съезд, объединивший духоборцов в одну религиозную организацию, которая позже получила название Союз духоборцев России.

С. А. Иникова

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 89-92.

Понятие: