Субстанциальный деятель

СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ - основной элемент метафизической системы Н. О. Лосского. Ближайшим и непосредственным историко-философским прототипом учения о субстанциальном деятеле послужила монадология Г. В. Лейбница, с которой иерархический персонализм Лосского имеет немало общего. Согласно последнему, мир состоит из бесконечного множества субстанциальных деятелей, каждый из которых «есть индивидуум», «особь», единственная, отличная от всех других «личность (persona)», осуществляющая «целестремительную деятельность» по удовлетворению своих потребностей, наклонностей, интересов, симпатий и антипатий в полном соответствии с выбранной ею системой ценностей. Будучи сторонником «панвитализма», Лосский считал, что «все деятели суть существа живые, одушевленные...». По своей первичной онтологической природе субстанциальный деятель - это духовный центр любой материальной системы, истинное ядро всякого биологического или сверхбиологического организма, изначальное, глубинное «я» человека как субъекта познания и практического освоения действительности. Все субстанциальные деятели сотворены Богом, они нематериальны, бессмертны, неделимы, обладают «сверхкачественной творческой силой» и полной свободой действия. Вопрос о том, следует ли считать Бога субстанцией или нет, Лосский решал диалектически, принимая во внимание различные аспекты отношения Бога к миру. «Сам по себе», как Абсолютное Сверхмировое Начало, «Бог сверхсубстанциален, но в отношении к миру Он есть субстанция», которая «участвует в процессе мировой жизни и совершает акты во времени». Бог творит мир Духа, «чтобы были существа, на которые могло бы распространиться Его добро и Его совершенство». При этом, полагал Лосский, Бог «никогда и ни при каких условиях не оставляет свое творение». Он, как «любящий Отец», незримо стоит рядом и помогает нашему духовному росту, но только в том случае, «если мы сами не отворачиваемся от Него и не отвергаем Его помощь». Направление, темпы, этапы и конкретные формы космической эволюции всецело определяются и вырабатываются в процессе творческой деятельности самих субстанциальных деятелей. Каждый из них «свободно творит все свои проявления, не только такие, как съедание куска хлеба или пение арии, но весь тип жизни», связанный с выбором миров обитания и очередных телесных воплощений. Субстанциальный деятель «может усвоить тип жизни согласно идее горного хрусталя, но может подняться и выше по ступеням природы, например, усвоить биологический тип жизни, положим инфузории, далее многоклеточного животного, наконец человека и т. п.». Возможна и обратная метаморфоза, когда личность деградирует в морально-онтологическом отношении и опускается на дно космической иерархии. Бог не нарушает принципа свободы воли и не вмешивается в «творчество жизни» субстанциальной деятели. Он не причастен к созданию материального бытия даже опосредованным образом, в виде акта творения какой-либо нейтральной, не отягощенной первородным грехом реликтовой первоматерии, в недрах которой на более позднем плане воплотились бы духовные особи. Кислород, водород, сернистая кислота, вши, клопы, тигры и прочее - все это, указывал Лосский, «изобретено» самими субстанциальными деятелями в ходе эволюции. Материя, как таковая, «целиком не первоначальна; она есть некоторое производное бытие», онтологическое следствие крайне несовершенной с нравственной точки зрения психическо-волевой деятельности субстанциальной деятели, а именно «следствие взаимной борьбы» и стремления к «исключительному самоутверждению». Физический механизм образования «низшей» области бытия Лосский описывал с позиций «динамистического учения о материи»: «Материальность (наличность непроницаемых объемов, движущихся в пространстве) есть результат действований отталкивания и притяжения, распространяющихся из какой-либо точки пространства по всем радиусам... В основе их лежит субстанциальный деятель, носитель сил притяжения и отталкивания... Из сочетания этих двух процессов получается система материальной природы». Причем обе «материирующие» силы глубоко различны прежде всего в ценностно-религиозном отношении, а не из-за своих чисто физических, взаимно противоположных параметров, поскольку они являются лишь внешним, механическим выражением различных сознательно либо инстинктивно мотивированных поведенческих реакций живого, духовного существа. «Деятели-эгоисты» путем актов отталкивания других деятелей захватывают в «исключительное пользование» ближайшую к ним сферу жизненного пространства, «таким образом возникает материальное тело деятеля, т. е. относительно непроницаемый объем, творимый им и принадлежащий ему». Другой тип поведения, в котором преобладают акты притяжения, обусловлен стремлением субстанциального деятеля к более содержательной, гармоничной и солидарной жизни, смутное воспоминание о которой он сохранил после отпадения от Царства Духа. Субстанциальный деятель достигает этой цели путем вступления в союз с другими субстанциальными деятелями. В итоге складывается «иерархическое строение природы»: вокруг  «я» атома объединяются прогоны, электроны и другие частицы; атомы, в свою очередь, группируются в молекулярные системы; сложными многоуровневыми субстанциальными деятелями являются растения, животные, разумные существа, планеты, звездные системы - «все, эти союзы суть органы Вселенной как единого живого организма». При этом, подчеркивал Лосский, каждый элемент мирового целого продолжает оставаться самостоятельной личностью, свободной в своем выборе. Для определенного круга искусственных предметов Лосский делал исключение в их субстанциальной принадлежности: «Только вещи, т. е. сочетания деятелей, произведенные сообразно отвлеченной идее, например, тарелка, гнездо, паутина и т. п., не суть живые существа; однако и они имеют в своей основе такие части, как, например, атомы кислорода, молекулы воды и т. п., которые суть живые потенциальные личности». Особую группу субстанциальных деятелей составляют, согласно метафизике Лосского, исторические общности людей: «каждое общественное целое, нация, государство и т. п. есть личность высшего порядка: в основе его есть, душа, организующая общественное целое так, что люди, входящие в него, служат целому как органы его». Причем «характер такой души» может «в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него». Как только личность откажется от примитивной деятельности, основанной на взаимной вражде и противоборстве, она перестанет быть источником, воспроизводящим материальный процесс, и перейдет в более высокую сферу Духа, где приобретет тонкую, неизнашиваемую телесную оболочку. Но достигнуть Царства Божия можно, лишь твердо вступив на путь «абсолютного добра» и полностью искоренив эгоизм и себялюбие, из-за которых субстанциальный деятель многие эпохи тому назад обрекли себя на пребывание в земном аду. В вопросе о взаимодействии субстанциальных деятелей между собой Лосский критиковал точку зрения своего западного предшественника: «Учение Лейбница о том, что субстанции «не имеют окон и дверей», т. е. не находятся в непосредственном общении друг с другом, должно быть отвергнуто самым решительным образом». Подобный взгляд, по мнению Лосского, приводил лейбницианцев к солипсизму в гносеологии, поскольку исключал познание чужих «я» и делал невозможной теодицею (богооправдание), превращая Бога в координатора действий особей, косвенно отвечающего за последствия их злых деяний.

Н. Н. Старченко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 619-620.

Литература:

Материя в системе органического мировоззрения. М., 1916; Мир как органическое целое. М., 1917; Материя и жизнь. Берлин. 1927; Свобода воли. Париж, 1927; Типы мировоззрений. Введение в метафизику. Париж, 1931; Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. См. также: Избранное. М., 1991.