Ведийская религия (РИЭ, 2016)

ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ — совокупность мировоззренческих представлений ведийских ариев, отраженная в их мифах и культовой практике — так, как те зафиксированы ведами. Центральное место в ведийской религии занимали представления о жизненном цикле. Веды и, следовательно, ведийская религия не знали понятия «душа», но упоминают «жизненную силу» (санскр. asu) и «дух» (manas). После смерти в обряде кремации человек получал новое, свободное от недостатков тело, с которым восходил на Небо, где обретал блаженство, выраженное в виде материального достатка. Согласно другому взгляду, после смерти человек переходил в подземное царство мертвых, где царствовал бог Яма (букв. «близнец»).

Согласно ведийской космогонии, Вселенная состояла из трех частей: небесной, земной и подземной. Земля представлялась в виде диска, покоящегося в Океане, воды окружали и Солнце. С Неба на Землю нисходили семь рек. Небо и Земля представлялись в виде двух тел, противопоставленных друг другу. Сотворение мира описывалось в Ригведе (Х, 90) как акт принесения в жертву богам первочеловека Пуруши (санскр. purus.a — «человек»), из частей расчлененного тела которого в конечном счете образовались основные элементы космической и социальной организации (отразившиеся в структуре варн). Расчленение Пуруши создает новый тип космической организации — вселенную широких пространств, место спасения от хаоса. Два ранних ведийских гимна обращены также к богу Вишвакарману («Творцу всего»), который создает мир в акте жертвоприношения. Неоднократно упоминается также божество Тваштар — создатель всех существ и форм. Со временем в ведийской религии началом мира стал признаваться некий первоисточник, обозначаемый по-разному: «золотой зародыш», «дыхание», «солнце», «воды», «время». «Ригведа» уже знает категории «бытия» и «небытия», «вселенского жара», породившего «желание», «первый росток мысли» и, наконец, богов. Окончательная деперсонализация акта сотворения мира оформляется в брахманах и упанишадах.

В ведийской религии постоянная связь между небесной и земной сферами осуществлялась и поддерживалась с помощью жертвоприношений. Самым распространенным жертвенным ритуалом был «агнихотра» — домашнее ежедневное жертвоприношение огню очищенного расплавленного масла, которое совершалось сразу после восхода или заката солнца. Также проводились общинные жертвоприношения, для которых сооружался алтарь, разжигались жертвенные костры, а в самом ритуале принимали участие целые группы жрецов. Как правило, в жертву приносили какое-либо животное: козла, быка, осла или коня. Самым характерным ритуалом ведийской религии было принесение в жертву богам священного опьяняющего напитка «сомы», исполнявшимся для поддержания правильного хода событий и явлений в течение всего наступавшего года. Этот ритуал, например, стоял в центре процедуры посвящения на царство. Главным лицом ритуала выступал жрец «хотр», проводивший возливание напитка и зачитывавший гимны. Жрец «дхварью» зачитывал заклинания (санскр. «яджус») и выполнял действия, связанные с перемещениями в ходе церемонии, поддержанием священных огней, подготовкой алтарей. Ведийский культ не знал храмов, и ритуалы проводились либо в доме заказчика жертвоприношения, либо на свободном месте, где устраивались три священных очага, а в центре находился алтарь. Персонификацией священной сомы был бог Сома, занимавший в иерархии в ведийских богов одно из центральных мест. Сома почитался как бог Луны, а сама Луна представлялась в ведийской религии чашей, наполненной сомой — напитком бессмертия.

Ведийский пантеон предстает неупорядоченным: количество богов, их функции, «родственные связи» и даже некоторые имена не всегда ясны. Помимо богов в ведийской религии также активно действуют низшие враждебные сверхъестественные силы — демоны «асуры» (главные противники богов) и «ракшасы» (главные противники людей). Древнейшим божеством ведийской религии выступает Дьяус (Отец-Дьяус), сравним с Зевсом греков, Юпитером римлян, Зийем древних германцев. Дьяус олицетворял собой небо в различных его проявлениях. Вместе с богиней Притхви (Землей), его супругой, они воспевались как прародители мира.

Бог Варуна — создатель мира, изначально занимавший центральное место в ведийской религии и свергнутый своим сыном Индрой. Веды содержат намеки на то, что Индра убил своего отца: в одном из гимнов боги обвиняются в том, что они «ушли от отца-Варуны к сыну-Индре». Варуна был распорядителем воды, дарующим дождь, а также богом, каравшим за преступления. Именно он считался хозяином священного напитка сомы. Будучи ночным божеством и покровителем Луны, он противопоставлялся в этом качестве дневному солнечному богу Митре. Сменивший его Индра стал царем богов, повелителем грозы и дождя, наделенным безграничной силой и несокрушимым оружием — молнией («ваджрой»). Индре (единственному из ведийских богов, чье рождение зафиксировано в ведах), посвящено наибольшее число гимнов в «Ригведе». Среди деяний Индры — победа над драконом Вритру и высвобождение «скованных» им земных вод, в результате чего хаос уступил место организованному миропорядку. Царству Индры противостояли злые демоны («асуры» и «ракшасы»), которых боги, ведомые Индрой, сумели одолеть. Индра также унаследовал функции хранителя священной сомы, пряча ее у себя в животе. Войско Индры составляли Маруты — сыновья бога Рудры.

Еще одним важнейшим богом ведийской религии был Агни (санскр. «огонь») — в древнеиндийской мифологической традиции бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Агни занимал важнейшее место уже в период индоевропейского и индоиранского единства. Практически во всех родственных мифологических традициях имеется аналогичное божество со сходным именем (ср.: митанни akni, лат. Ignis, лит. ugnis, латв. Ignis). Агни занимает в «Ригведе» второе после Индры место по числу (около 200 года) посвященных ему гимнов, его основная функция — посредничество между богами и людьми. В этом контексте Агни — главное земное божество, воплощающее в себе божественный огонь, языками пламени которого жертва возносится на небо. Внешний облик его в ведах разработан неясно, хотя многократно упоминаются отдельные части его тела. Агни описывается преимущественно с помощью цветовых ассоциаций — «золотой», «сияющий».

С его культом были связаны обряды «агнихотра» (почитание его возлиянием жертвенного молока (или масла) — один из древнейших в ведийской религии и остающийся важнейшим в современном индуизме), а также «атиратра-агничаяна» — сооружение алтаря Агни (описывается в белой «Яджурведе» и «Шатапатха-брахмане») и «агништома» — принесение в жертву сомы — напитка богов, возносимого Агни на небо.

Агни имеет многочисленные проявления: на небе в виде солнца и молнии, огонь в водах, огонь жертвенного костра, домашнего очага. Бог милостив к людям, приносит по их мольбам богатство, счастье, удачу в битве с врагами, поражает тьму, объединяет супругов (проявление его ипостаси хранителя домашнего очага). Агни включен в многочисленные мифологические сюжеты, в том числе древнейшие и важнейшие (к примеру, битвы Индры с Вритрой и высвобождение вод). Агни упоминается под многими именами: как Джатаведас («знаток всего сущего», «знаток предшествующих рождений»), Танунапат («сын самого себя»), Вайшванара («принадлежащий всем людям»), Нарашанса («Похвала людям»).

Не определено в точности происхождение Агни. В ведах утверждается, что он рожден в водах, сам от себя, на небе, от неба и земли, от трения двух кусков дерева. Упоминаются его многочисленные родители: Дакша, Дакшина, Ила, Пришни. В «Ригведе» (X. 45) развивается тема тройственности его ипостасей: троякое место рождения (небо, земля, воды), обладание тремя жилищами, трояким светом, тремя головами, тремя силами и тремя языками. В поздневедийской литературе, особенно в упанишадах, развивается мистическое представление об Агни как всеобъемлющем начале или свете, сияющем внутри человека. В эпосе Агни отходит на второй план. Основной его функцией становится «локапала» — один из четырех (или восьми) хранителей мира (под его охрану отдается юго-запад или восток) или роль посланника, посредника, сопровождающего иное божество или земное существо. Представления об Агни трансформируются в концепцию первоэлементов, из которых состоит мир, и идею о «(маха)югах» — периодах времени, на которые делится вся мировая история.

Другими важными богами в ведийском пантеоне были также Вач (богиня речи), Ваю (бог ветра), Парджанья (бог дождя), Рудра (бог разрушения и исцеления), Ушас (богиня зари).

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 555-557.