Дружба (Кузнецов)

ДРУЖБА - высокоиндивидуализированные межличностные отношения, основанные на общности интересов, духовной близости, взаимной привязанности. Институт Д. складывается по мере эмансипации эмоционально-экспрессивных (симпатия, сочувствие, взаимопонимание) и инструментальных (практическая помощь, взаимовыручка) функций общения от предметных целей деятельности. В доклассовом и раннеклассовом обществе, где эталоном близости являются кровнородственные связи, отношения особой взаимной эмоциональной привязанности формализовались посредством обрядов символического породне ния (побратимство, кровная Д. и т.п.), а взаимные права и обязанности закреплялись традицией. По мере дифференциации социальной структуры регламентация этих отношений ослабевает, они становятся все более неформальными, утрачивают связь с родством и выделяются в автономный социальный институт. Так, Конфуций называет пять основных типов межличностных отношений: четыре типа иерархических отношений (между императором и его подданными, между отцом и сыном, между женщиной и мужчиной, между старшим братом и младшими братьями) и пятый тип отношений, неиерархический, — отношения между равными — Д.

Первоначально в Д. подчеркивается ее практическая полезность (например, у софистов), но с усложнением взаимоотношений в обществе и развитием индивидуальности обостряется потребность в психологической близости и акцент смещается на эмоционально-экспрессивную сторону Д. Д. становится более избирательной и рациональной. Если, например, описанные Гомером в «Илиаде» отношения Ахилла и Патрокла жестко регламентируются традицией, то уже у Аристотеля Д. предстает как особого рода «сверхнормативное» отношение, принципиально отличное от других социально-нравственных отношений. В «Никомаховой этике» Аристотеля Д. описывается как самостоятельное нравственное отношение. Аристотель различает три вида Д.: Д., основанную на взаимной пользе; Д., преследующую удовольствие, и Д., основанную на добродетели, - Д. ради

самой себя. В первых двух видах цель Д. лежит вне ее — в пользе или в наслаждении. Такая Д. не может быть прочной, т.к. с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама Д. Третий же вид — Д. в истинном смысле, совершенная форма Д. — заключает свою цель в себе. Эта Д. продолжается до тех пор, пока друзья остаются добродетельными, в то же время она включает в себя и взаимную пользу, и удовольствие. Д. (дружественность) и справедливость (правосудность), по Аристотелю, — две добродетели, которые касаются отношения к другим людям и придают добродетельный характер внутриполисному общению. Но Д. — более совершенная добродетель, чем справедливость, поскольку справедливость нуждается в Д., а для друзей справедливость излишня. В настоящей Д. целью является благо друга и то наслаждение, которое мы получаем от самой Д. Даже имея все остальные блага, пишет Аристотель, никто не пожелает себе жизни без друга. Такая Д. — величайшая жизненная ценность, благо и цель сама по себе, и на нее способны только добродетельные люди.

В отличие от кровнородственных отношений и уз групповой солидарности Д. основана на добровольности, индивидуально-избирательном отношении и взаимной симпатии. В отличие от приятельских отношений, которые также возникают на основе личной симпатии, Д. является более устойчивым, более глубоким и интимным отношением и выражается не просто в доброжелательности, а в глубокой и серьезной заинтересованности в судьбе другого, заботе о его благе и в потребности общения с ним. В отличие от влюбленности, которая, как известно, неподвластна разуму, Д. более рациональна, основывается на осознанной близости интересов и потому более постоянна и последовательна. В отличие от деловых (инструментальных, функциональных) отношений, имеющих предметные цели и по необходимости предполагающих использование одним человеком другого и всего коллектива в целом в качестве средства для достижения определенной цели, друзья относятся к человеческой сущности другого как к цели — так, как в идеале, следуя категорическому императиву И. Канта, должны были бы относиться друг к другу все люди. В Д. утверждается самобытие другого человеческого существа, его единственность и незаменимость, что означает признание абсолютной ценности его индивидуальности для друга. Если, оценивая поведение других людей, мы обычно устанавливаем соответствие их намерений и поступков общим социальным нормам, то Д. — это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу сердечнее, считаясь с индивидуальностью друг друга, признавая за другом право решать по своему усмотрению.

Д. бескорыстна и возвышенна, это отношение между равными и свободными личностями, которое выражается во взаимном уважении, во взаимопомощи, преданности, доверии и любви. Д. предполагает и формирует лучшие свойства души — бескорыстие, благородство, человечность, верность. В Д. удовлетворяется потребность в глубинном, ценностном общении, в самовыражении, соотнесении собственного переживания с переживаниями другого. Отношения Д. могут совмещаться с другими отношениями (семейными, производственными, общественными).

Понятие «Д.» употребляется и в более широком смысле — для обозначения социально- нравственных отношений (между народами, государствами и т.д.), целью которых является взаимное благо.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 148-149.

Понятие:

Яндекс.Метрика