Гражданское общество и религия (Мчедлов, 1999)
В России формирование и популяризация концепции гражданского общества на основе народного самоуправления (демократические идеалы соборности, земства, самовоспроизводящейся общины и т. д.) обусловлены поисками альтернатив вначале самодержавию и государственному бюрократизму, а затем партийно-государственному тоталитаризму. В отличие от теории анархизма эта концепция не противопоставляет гражданское общество государству: самостоятельность предполагается осуществлять в рамках законодательства. Место религии в гражданском обществе определяется доктринальным и институциональным критериями. К первому относится решение различных проблем религиозной практики на принципах свободы совести, осуществление прав и свобод верующих граждан, разрешение межконфессиональных конфликтов, деятельность церкви как религиозного института, связи и отношения верующих в религиозной группе и их поведение в обществе. Второй характеризует способность религии интегрировать ряд аспектов социальной и культурной жизни общества, группы, индивида, а также оказывать влияние через институциональные и нормативные формы на этику труда, на процесс обучения и усвоения личностных духовных начал, на выбор решений и действий. Предполагается, что религия способна придать гражданскую направленность действиям людей в политике, праве, морали и других сферах жизни общества. В национальных традициях России широкое распространение получили такие понятия, как "единое соборное тело", "душа народа", "народ как почва государственного единства", "суверенная личность", "совмещение общества и государства". В этих понятиях сконцентрировались типы социальных связей и исторические образы, связанные с архаическим сознанием. Утверждение в индивидуальном сознании гражданских идеалов в современной России предполагает преодоление несоответствия между ценностями личностей и групп и объективными условиями воспроизводства государства и общества. На церковь в моделях гражданского общества возлагается функция воспитания граждан в таких приоритетах, как признание авторитета власти, социальное партнерство, уважительное отношение к собственности, важная роль семьи, участие в просветительной, культурной и благотворительной деятельности. Предполагается, что религиозные организации как проводники гражданских интересов будут осуществлять эти интересы в рамках своей институциональной деятельности. Религиозные организации выступают как формы общности. Сакрализуя моральное бытие человека, они тем самым содействуют укреплению жизненных позиций личности. Реализация прав человека в гражданском обществе предполагается не только в рамках конфессиональной общности, но и в деятельности людей как членов семьи, региона, профессии, политической партии, наднациональных объединений. Поиск оснований для развития гражданского общества в России и участия в нем церкви имеет давнюю политическую и философскую традицию. В последнее время здесь отчетливо обозначились две тенденции: ориентация на европейский опыт христианской демократии и осмысление национальной культуры при особой роли государства и церкви. Как свидетельствует история, православная церковь находилась у истоков российской государственности; поэтому в сознании русского человека церковь не выступает чем-то отдельным от государственности и общественности. Однако отношения между государством и церковью на разных этапах истории были разными. Очевидно, что в современных условиях сотрудничество государства и церкви должно носить публично-правовой характер, основываться на конституции, законе о религиозных организациях и отдельных договорах, заключенных между государством и религиозными организациями. Поскольку Русская Православная церковь является самой влиятельной конфессией в России, ее взаимоотношения с другими конфессиями предполагают следование компромиссам и духу толерантности. В России церковь всегда поощряла благотворительность, заботу о сиротах, нищих и бездомных, милосердие, стояла за укрепление семьи. Эта деятельность соответствует основной идее гражданского общества — преодолению отчуждения в социальной сфере. Православная теология не имеет развернутой концепции общества, демократических ценностей и правовой идеологии, предусматривающей совершенствование гражданской жизни. Принцип соборности, сохраняя свою мистическую сущность в ряде случаев, внешне разъединяет людей, образуя искусственные сообщества далеких друг от друга личностей. Вместе с тем утверждение принципа соборности на меж-конфессиональном уровне может рассматриваться как проявление многообразия любви к ближнему. Соответственно, сфера межконфессиональных отношений утрачивает при таком подходе характер государственно-политической проблемы и превращается в поле приложения религиозно-этических усилий, в котором находится место для инициативы каждой гражданско-ответственной личности. Идеал гармонии взаимоотношений между религиями, а также между верующими и неверующими — ключевое звено разнообразных трактовок места религии в гражданском обществе современной России.
А. И. Будов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 69-71.