Гипноз (Мчедлов, 1999)
ГИПНОЗ — вызываемое целенаправленным внушением особое психосоматическое (душевнотелесное) состояние, внешне проявляющееся в том, что находящийся в нем человек предельно чутко и адекватно (т. е. в полном соответствии с содержанием внушения) реагирует на воздействие гипнотизирующего (на его слова, интонации, жесты и т. п.), не реагируя на воздействия со стороны окружающего: на внезапно раздавшийся грохот, неожиданно включенный яркий свет, даже на сильные болевые воздействия. Это парадоксальное сочетание высочайшей восприимчивости к слабым воздействиям и полной невосприимчивости к сильным всегда вызывало и вызывает не только познавательный, но и практический интерес как состояние, открывающее возможность активно влиять на чувства и поведение человека. Начиная с древности и вплоть до настоящего времени гипноз широко используется различными религиями. Имеются многочисленные данные, свидетельствующие о разных формах использования гипноза в древнейших мистических обрядах и действиях, совершаемых шаманами, заклинателями, магами и др. посредниками между миром смертных и миром потусторонних "вечных" и "всевластных" духов. Эти обряды, сопровождавшиеся ритмическими ударами в бубен, исступленными танцами и прыжками, долгим монотонным пением, курением наркотических трав и т. п., вызывали гипнотическое состояние и у их главных исполнителей, и у тех, кто играл в этих обрядах вспомогательную роль, и у тех, кто просто на них присутствовал. Мощное внушение и гипнотизация, проводимые в атмосфере искусственно разжигаемого эмоционального подъема, чреваты опасностью перерастания в психическую эпидемию, во время которой критическая, сознательная оценка человеком собственного поведения полностью утрачивается и он становится способным совершать поступки, которые никогда не совершил бы в нормальном состоянии. Люди с повышенной истеро-невротической восприимчивостью к внушению первыми подпадают под такое влияние. Такие явления можно наблюдать в деятельности совр. деструктивных культов, таких, как Белое братство, Аум Синрикё и др.
С конца 18 века и до наших дней врачи-исследователи пытаются понять природу и механизм гипноза. Одни усматривали в нем состояние, близкое к истерии, другие говорили о его органической связи с внушением. И. П. Павлов считал гипноз состоянием искусственно вызванного частичного сна. 3. Фрейд называл гипноз "массой из двух". Он настаивал на том, что между гипнотизирующим и гипнотизируемым устанавливается определенная связь, и дал ей название — трансфер (перенос), но решить, что именно представляет из себя этот фактор, ни самому Фрейду, ни его многочисленным последователям не удалось. Некоторые обнадеживающие перспективы для этого поиска появились в последние годы. Их открывает помикроэтапное наблюдение за сеансами эмоционально-стрессовой гипнотизации, где процесс внушения принимает настолько яркую, прямую и открытую форму, что за его ходом можно проследить невооруженным глазом и слухом наблюдателя, гипноз и по настоящее время ставит перед исследователем больше вопросов, чем дает ответов. Однако это отнюдь не препятствует расширению и совершенствованию его практики — в медицине, педагогике, психологии, религии, искусстве, спорте и многих других сферах человеческой деятельности.
В. Е. Рожнов, М. А. Рожнова
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 68-69.