Аполлон (Адкинс, 2008)

АПОЛЛОН (Apollon, Ἀπόλλων). Бог, почитавшийся по всему греческому миру и являвшийся воплощением духовного совершенства и юной, но вместе с тем зрелой, мужской красоты. Выполнял множество разнообразных функций — был богом музыки (особенно — лиры), прорицания, исцеления, стрельбы из лука (но не войны и охоты) и пастушества. Играл также роль бога света (причем иногда отождествлялся с Солнцем и богом Гелиосом). Несмотря на то что Аполлон являлся покровителем целительства и медицины, он также был богом чумы. Аполлон обычно связывался с тем, что рассматривалось как высшие достижения цивилизации — с моральными и религиозными принципами, философией и законами.

Поскольку Аполлон был богом прорицания, в целом ряде его святилищ, таких как Бранхиды и Клар, располагались важные оракулы. Основной из этих оракулов располагался в Дельфах. Аполлону был посвящен остров Делос. У этого бога было множество эпитетов, среди которых Пифийский (имя Аполлона в Дельфах), Феб («светлый») и Номий («пастушеский»). На Кипре располагалось святилище Аполлона Гилата («Аполлон Лесной»), Аполлон Пеон был богом целительства — Пеоном называется бог целительства в «Илиаде».

В мифологии Аполлон относился к олимпийским богам и являлся сыном Зевса и Лето, а также братом-близнецом Артемиды. Многие легенды связаны с многочисленными ипостасями Аполлона. В одной из них рассказывается, как он овладел Дельфами, уничтожив Пифона, древнее божество, которое, судя по всему, было поглощено образом Аполлона, в результате чего появился Аполлон Пифий- ский Дельфийского оракула. Обычно Аполлон считался придерживавшимся нейтралитета в войнах, однако в «Илиаде» Гомера он показан как благоволящий троянцам. Дельфийский оракул при этом тоже не всегда был нейтральным — во время греко-персидских войн он благоволил персам, а во время Пелопоннесской войны — спартанцам.

В Афинах седьмой день каждого месяца отмечался как день рождения Аполлона. В его честь каждые четыре года в Дельфах устраивались Пифийские игры. Жертвоприношения Аполлону Апотропею («Аполлон, отвращающий зло») и Аполлону Нимфегету («Аполлон, заботящийся о нимфах») совершались жителями аттического дема Эрхия на восьмой день месяца Гамелиона. На четвертый день месяца Таргелиона тем же демом совершалось жертвоприношение Аполлону Пифийскому. В Спарте и прочих дорийских государствах в честь Аполлона устраивалось празднество Карнея, приходившееся на месяц Карнейос (август — сентябрь).

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 327-328.

Понятие: