Апокалипсис (Митрохин, 1990)
ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА или АПОКАЛИПСИС (от греч apokalypsis — откровение) — в христианском каноне завершающая книга Нового завета. Основная часть Апокалипсиса написана, очевидно, на острове Патмос между серединой 68 и началом 69 года Иоанном Богословом (ранее отождествлялся с Иоанном Евангелистом, но современные религиоведение и теология, особенно протестантская, отошли от этой точки зрения) ряд добавлений относится к 95 – 96 годам. Книга состоит из 22 глав (404 стиха) и начинается посланиями семи христианским церквам в Малой Азии, призывающими единоверцев к стойкости в условиях гонений на них.
Основное ее содержание составляют пророчества и видения будущего, открывшиеся автору через бага. Согласно Апокалипсису, грядущий период истории человечества полон ужасных бедствий в виде голода, войн, болезней, массовой гибели людей, после которых произойдет жестокая битва между армией Сатаны и «зверя» и небесным воинством во главе с мессией. Церковная традиция безоговорочно идентифицирует его с Христом, хотя в более раннем тексте Апокалипсиса он выступает как «агнец» и его облик не соответствует последующей иконографии Христа.
Победа неба сопровождается воскресением святых мучеников, которые войдут в тысячелетнее царство божье. Оно завершится Армагеддоном — последним и решающим сражением, в котором Антихристу будет нанесено окончательное поражение, что ознаменует конец земной истории. После этого произойдет воскресение всех людей, которые предстанут перед божьим судом. Те, кто значится в «книге жизни», будут осуждены на вечные муки, спасенные же проследуют в управляемый самим богом «небесный Иерусалим», город на горе — символ вечного блаженства.
Апокалипсис отражает антиримские настроения ранних христиан, предсказывает близкий конец вечного города (олицетворяемого Вавилоном) и торжество христианства (причем все это осуществляется непосредственно богом). Будучи хронологически самым ранним каноническим текстом христианства, Апокалипсис отражает начальный этап формирования нового вероучения: идея мессии, его второго пришествия, конца света, Антихриста, Страшного суда, посмертного воздаяния и др. Многие из них коренятся в Ветхом завете, но серьезно переосмысливаются в контексте иудео-христианства.
В Апокалипсисе еще нет евангелической морали, здесь преобладает дух социального протеста, который вдохновлял оппозиционные движения средневековья. Превращение христианства в государственную религию выдвинуло на первый план ее охранительную функцию, в силу чего многие идеи Апокалипсиса были объявлены еретическими, а сам текст было запрещено использовать в церковной практике.
Интерес к Апокалипсису оживился в эпоху Реформации, и быстро выявились особенности его протестантские толкования. Бедствия апокалипсического масштаба трактовались как божья кара за неискоренимую греховность человека. Идея последнего суда как исключительной прерогативы бога использовалась для развенчания притязаний католической церкви судить людей именем бога. Кальвинистская концепция благодати использовала упоминание «книги жизни» как указание, на предопределение судьбы каждого индивида. Радикальная протестантская идеология периодов Крестьянской войны в Германии и Английской буржуазной революции обосновывала мысль о том, что народ может быть орудием праведного «божьего гнева» и карающей рукой бога. После спада народной реформации в протестантизме 18—20 веков у свидетелей Иеговы, адвентистов, многих баптистов возобладало пассивное ожидание знамений судного дня.
Либеральная теология и отчасти неоортодоксия выступили против буквального понимания апокалиптики. Тиллих считал, что «гнев божий» следует трактовать не антропоморфно, а как характеристику состояния человеческого отчаяния, являющегося наказанием за отчуждение от бога. Современная протестантская ортодоксия отстаивает библейский буквализм.
В более широком смысле Апокалипсис — обозначение крупномасштабных бедствий, угрозы гибели человечества, культуры, природной среды. Язык и сюжеты Апокалипсиса используются в политике и культуре для символико-метафорического выражения идеологических, художественных, социально-этических идей (при этом последние могут прямо выражать религиозное содержание). А нередко ассоциируется с кризисом или «концом» цивилизации, экологическими катастрофами, ядерной войной. Под влиянием протестантских фундаменталистов и новых религиозных правых США происходит своеобразная теологизация политики, что выражается в отождествлении определенного социальных интересов с целями бога, а социализма и антиимпериалистического движений со злом, Антихристом и т. п.
В таком случае и ядерный Апокалипсис иногда трактуется как сверхъестественный акт, имеющий целью преодоление вселенского зла, в то время как действительные причины реальных и возможных глобальных катастроф остаются в тени.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 188-189.