Зло (СЗФ.ЭС, 2009)
ЗЛО (нем. das Bose, англ. evil, фр. mal) или «злое» - в обыденном языке означает крайнюю степень негативного и дурного. При этом в моральном смысле предикат «злое» в первую очередь используется в качестве понятия, которое с моральной точки зрения противоположно добру, и тем самым отличается от других форм дурного. Его особая негативность заключается в том, что оно дурно без всяких ограничений, или дурно само по себе. С точки зрения морали о зле можно говорить там, где есть возможность соотнесения действия с чьими-либо сознательными намерениями (Zurechenbarkeit). Вместе оба компонента - соотносимость и негативность - приводят к тем высоким требованиям, что связаны с обвинением во зле. К сомнению в том, что такие требования все еще являются выполнимыми, примыкает мнение, согласно которому зло в моральном смысле исчезло как категория обыденной морали и этики.
В качестве причины распространения такого мнения называют социологические, биологические или психологические подходы, которые стремятся найти альтернативные объяснения происхождения «злых» действий и отодвигают на задний план их сознательный характер. Понятиями, альтернативными «злому», являются «агрессивный», «дисфункциональный», «патологический» и «асоциальный». Кроме того, утрата злом своего философского значения объясняется посредством морального релятивизма или нигилизма (К. Кард). Так, в качестве религиозного или религиозно-мотивированного понятия зла часто использовалось в неблаговидных целях, например, чтобы заклеймить определенную группу лиц. Поэтому мышление Постмодернизма декларирует отказ от понятия зла, поскольку оно служит инструментом демонтирования Другого (Дж. Геддес).
Однако эта позиция вызывает возражения. Прежде всего именно история 20 века демонстрирует многочисленные феномены зла (см. Х. Арендт). Кроме того, нет никакого подтверждения победы релятивизма, по крайней мере в философской этике. И хотя очевидно, что «злом» как категорией и темой в систематической моральной философии Модерна пренебрегали, к этой категории необходимо вернуться (О. Хеффе).
Для немецкоязычных дебатов последнего времени характерны сомнения относительно совместимости методов современной философии с темой зла. Эти сомнения строятся на двух аргументах. Во-первых, зло не получило должного освещения в философской традиции (в отличие от традиции теологии). В. Ольмюллер связывает недооценку философской значимости зла с тремя обстоятельствами: онтологизацией (зло как несовершенство), функционализацией (неизбежность зла для прогресса истории) и эстетизацией (противопоставление зла красоте и многообразию). Во-вторых, утверждается, что зло нельзя свести к одному понятию (X. Хольцей).
Тем не менее, понятие з. становится темой в англоязычных дискуссиях последних лет. Так, Р.Д. Мило предложил анализ понятия зла, введя при этом следующие элементарные различения. Если «preferential wicked-ness», «moral weakness» и «moral indifference» характеризуются сознательным противоречием с моралью, то подобное противоречие отсутствует в случаях «perverse wickedness», «moral negligence» и «amorality». Согласно P.Д. Мило, адекватное понимание з. возможно лишь при учете того, что виновник злого поступка осознает моральное качество своих действий. Друг им аспектом, часто обсуждаемым в англоязычном пространстве, является жестокость или садизм. По Дж. Ролзу, в этих случаях цель зла в моральном смысле заключается в том, чтобы нанести вред ради самого вреда.
Тема зла затрагивается и во французской мысли. П. Рикер исследует возможность зла в человеческой природе и источник злой воли. В своей «антропологии несовершенства» он пытается определить точку прорыва злого с моральной точки зрения - в форме страданий, в хрупком соединении конечности и бесконечности. Для него остается загадкой возникновение злой воли. Для понимания феномена злой воли П. Рикер обращается к истолкованию символов признания вины. Основные символы позора, греха и вины он анализирует в их внутренней взаимосвязи, в результате чего возникает герменевтика несвободной воли, крайняя форма которой заключается в ненависти к закону.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 139-140.