Иллиризм (СИЭ, 1964)
ИЛЛИРИЗМ - общественно-политическое и культурное движение, охватившее в 30-40-х годах 19 века Хорватию и Славонию и нашедшее отклик в других южнославянских областях. Было вызвано развитием капиталистических отношений в условиях разлагающегося феодализма и формированием хорватской нации. В иллирийском движении приняли участие различные общественные круги, заинтересованные в той или иной степени в буржуазных преобразованиях: средние и мелкие помещики, зажиточная славянская торгово-промышленная буржуазия, католическое духовенство, интеллигенция, учащаяся молодежь и хорватские офицеры. Иллиризм поддержали, насколько позволяли интересы Габсбургского дома, высшее католическое духовенство и небольшая часть аристократии Хорватии и Славонии, рассчитывавшие подчинить национальную борьбу в хорватских областях своим интересам. Руководство иллиризма находилось в руках либерального дворянства и связанной с ним интеллигенции.
Ведущей идеей иллиризма была мысль о "Великой Иллирии", которая по представлению хорватских национальных деятелей охватывала все южнославянские и частично неславянские области. Рассматривая население их как один народ, происшедший от коренных жителей Древней Иллирии - иллирийцев, идеологи иллиризма выдвинули в качестве главной цели движения литературно-языковое объединение южных славян, считая это предпосылкой для их политического соединения в будущем. Идея "Великой Иллирии" свидетельствовала о появлении у передовых представителей южных славян сознания языковой и культурной близости этих народов, выражала их стремление к освобождению от чужеземного ига. Но вместе с тем она объективно служила сплочению балканских славян вокруг Габсбургской империи.
Организованная национальная борьба началась в Хорватии и Славонии в 1835 году, когда Л. Гай стал издавать первую политическую газету на хорвастком языке "Novine horvatske" с литературным приложением "Danica Horvatska, Slavonska i Dalmatinska" (c 1836 - "Ilirske narodne novine" и "Danica Ilirska").
В 1835 году Гай сформулировал ближайшие задачи иллирийского движения. Они сводились к борьбе за развитие хорватской национальной культуры и языка, которые идеологи иллиризма пытались представить общими для всех южных славян. Осуществление этих задач деятели иллиризма начали с создания новой хорватской орфографии. Большой заслугой их было оформление на базе штокавского диалекта литературного хорватского языка. Представители иллиризма открыли в Хорватии и Славонии славянскую типографию (1837), в ряде городов организовали читальни, создали в 1841 году Экономическое общество, в 1842 году при загребской читальне основали особый фонд "Матицу Илирску", который сыграл большую роль в издании и распространении книг на хорватском языке, заложили основу Национального музея, добились основания в 1845 году в Загребской академии кафедры хорватского языка и литературы. Культурно-просветительная деятельность представителей иллиризма имела большое прогрессивное значение. Сторонники иллиризма боролись за единение славянских сил, укрепление славянской солидарности.
С начале 40-х годов иллирийское движение приобрело ясно выраженный политический характер, хотя оно по-прежнему преследовало и культурно-идеологические задачи. С развитием национальной борьбы в иллирийском движении наметились различные направления. Правое крыло представляло интересы склонной к небольшим реформам, но в целом консервативной части господствующего класса. Его возглавлял граф Я. Драшкович. Ведущим было либеральное течение, отражавшее интересы обуржуазивающихся помещиков и зажиточной торгово-промышленной буржуазии. Его представителями являлись Л. Гай, И. Кукулевич-Сакцинский, И. Л. Вукотинович и др. В 40-х годах руководящие либеральные деятели иллиризма, остававшиеся верными идее языково-литературного объединения южных славян, потребовали обеспечения автономии Хорватии и Славонии внутри Венгерского королевства, введения в них в качестве официального хорватского языка, стремясь в то же время к политическому воссоединению хорватских земель, в первую очередь Хорватии, Славонии, Военной границы, Далмации. У Гая и его ближайших единомышленников были стремления к созданию югославянского государства, вне границ Австрийской империи. Однако они не вылились в конкретную политическую программу. Либералы выступили за отмену барщины и проведение других буржуазных реформ. Их требования были направлены на улучшение условий развития формирования хорватской нации и ослабление препятствий на пути капиталистического развития хорватских земель, но они были крайне умеренными. Незадолго до 1848 года началось вызревание буржуазно-демократического течения, представителем которого был адвокат С. Врбанчич. Оно отражало настроения мелкой буржуазии города и в известной мере части крестьянства, стремившихся к более последовательной ликвидации феодализма. Но до 1848 года определенной самостоятельной программы у левых еще не было.
В начале 40-х годов сторонники иллиризма включились в политическую борьбу. В 1841 году в Хорватии и Славонии оформилась мадьяронская (провенгерская) группировка, именовавшая себя "Хорвато-венгерской партией", выступившая против югославянского сближения, за тесный союз Хорватии и Славонии с Венгрией. Борьба между сторонниками иллиризма и мадьяронами доходила до уличных столкновений. Австрийский двор вначале оказывал иллиризму некоторое содействие, надеясь с его помощью ослабить венгерскую оппозицию и усилить свое влияние на балканских славян. Но в 1843 году, опасаясь сближения южных славян в империи и усиления хорватско-венгерских противоречий, грозивших политическим кризисом, австрийское правительство предприняло против иллиризма ограничительные меры.
В южнославянских землях иллиризм встретил слабую поддержку, как вследствие развития в некоторых из них самостоятельных национальных движений за свой язык и культуру, так и в результате великодержавных претензий буржуазно-дворянских кругов Хорватии и Славонии, с одной стороны, и реакционной политики австрийского двора, стремившегося ослабить объединительные тенденции у южных славян, с другой.
В 1848 годы начался новый этап буржуазно-национальной борьбы в Хорватии и Славонии, проходивший под лозунгом политического объединения австрийских югославян и их автономии в составе империи. Но некоторые деятели продолжали лелеять мечты о самостоятельной "Великой Иллирии", хотя и в более узких границах. Победа контрреволюции в Австрийской империи означала крах буржуазно-национального движения в Хорватии и Славонии.
Иллиризм в целом и его отдельным сторонам посвящена большая историческая литература, в т. ч. ряд специальных работ и обширные главы или разделы во всех обобщающих трудах по истории Хорватии и Славонии 19 века. Однако среди исследователей нет единства взглядов относительно хронологических рамок, происхождения, социальной базы, классового характера и значения иллирийского движения.
Хорватский буржуазный историк Дж. Шурмин (D. Surmin, Hrvatski preporod, t. 1-2, Zagreb, 1903-04), руководствуясь формальными соображениями (употребление в печати термина "иллир"), определял хронологические рамки движения 1836-1843 годы. Близкой точки зрения - 1836-1842 годы - придерживался другой хорватский ученый - С. Ежич (S. Jezic, Ilirska antologija, Zagreb, 1934), P. Фанцев (F. Fancev, Dokumenti za nase podrijetlo hrvatskoga preporoda (1790-1832), Zagreb, 1933) датировал начало иллиризма 1832 годом. Хорватские историки Т. Смичиклас (T. Smiciklas, Povijest Hrvatska, v. 1-2, Zagreb, 1882; Obrana i razvitak hrvatske narodne ideje od 1790 do 1835 godine, Zagreb, 1885, и др. работы), Р. Хорват (R. Horvat, Najnovije doba hrvatske povijesti, Zagreb, 1906, и др.), Ф. Шишич (Ф. Шишич, Хрватски илиризам, Београд, 1921) датировали его начало 1835 годом.
Русский дореволюционный и хорватская буржуазная историография идеалистически толковала иллиризм как духовное воскрешение хорватского народа, проявившееся в умственном, литературном (A. C. Гильфердинг, H. A. Попов) и политическом (Т. Смичиклас, Дж. Шурмин, В. Ягич, Р. Хорват, Ф. Шишич и др.) движениях. Она связывала иллиризм с пробуждением у хорватов "народной идеи", "духа народности" и т. д. Само же зарождение "народного самосознания" у хорватов одни исследователи (например, П. Кулаковский, Иллиризм, Варшава, 1894) рассматривали как результат влияния перемен, происшедших в социальном и политическом строе Европы, и возвышения России, другие (Ф. Фанцев, указ. соч.) как результат внутреннего развития хорватского общества.
Большинство буржуазных ученых считало инициатором и главным носителем иллиризма хорватскую молодежь (Кулаковский, Смичиклас, Шурмин, Р. Хорват, Фанцев). Шишич отмечал в качестве зачинателей движения молодежь и аристократию. Все эти историки подчеркивали демократический характер иллирийского движения, однако обстоятельного анализа его социальной базы они не дали и в силу своих классовых позиций дать не могли.
Буржуазные хорватские исследователи, усматривая в иллирийском движении истоки современной для них национальной борьбы, апологизировали иллиризм. Они видели в нем выражение интересов всего хорватского народа и подчеркивали его эпохальное значение.
Представитель венгерской буржуазной историографии М. Хорват рассматривал иллирийское движение как результат русской панславистской пропаганды и отрицал в нем какую бы то ни было положительную сторону.
Современные югославские историки и историки литературы Р. Бичанич (R. Bicanic, Poceci kapitalizma u hrvatskoj ekonomici i politici, Zagreb, 1952), А. Барац (A. Barac, Hrvatska knjizevnost od preporoda do stvaranja Jugoslavije, t. 1, Zagreb, 1954), В. Богданов (V. Bogdanov, глава - Iliri, в кн.: Historija politickih stranaka u Hrvatskoj, Zagreb, 1958), Я. Шидак (.J Sidak, Prilozi historiji stranackih odnosa u Hrvatskoj uoci, 1848, в ж.: "Historijski zbornik", 1960, No 13) относят иллиризм к периоду 1835-1849 годов и связывают его с развитием в Хорватии и Славонии капитализма. Носителями иллиризма Бичанич считает "хорватскую буржуазию", Барац - "новые общественные силы", вышедшие из буржуазии, крестьян и "низшего дворянства", Шидак - "новый класс", который, как он указывает, вначале состоял преимущественно из интеллигенции различного общественного происхождения, Богданов - торговцев, буржуазную интеллигенцию, национальное духовенство, граничарских офицеров, подмастерьев и учеников, типографских рабочих, часть дворянства во главе с буржуазией и ее интеллигенцией.
Развитие иллирийского движения эти историки представляют по-разному. Барац отделяет иллирийское движение от политической борьбы, которую вело хорватское дворянство после 1832 года. Он признает наличие разных течений в иллиризме, но не дает их характеристики. Вместе с тем Барац считает, что иллиризм в целом имел "отчетливо прогрессивные социальные черты", иллиры чувствовали себя "самыми близкими к широчайшим слоям народа (крестьянству)", их устремления были "абсолютно позитивны". Богданов усматривает в Хорватии и Славонии в 30 - начале 40-х годов три политические партии: иллирийскую, которую он считает политическим руководителем буржуазного класса, консервативную и мадьяронскую. Он говорит, что с самого начала конечной целью иллиров было революционное освобождение и объединение южных славян. В период 1843-1849 годов он отмечает наличие у них двух Программ: программы-минимум (защита прав феодальной Хорватии) и программы-максимум (полное социальное и национальное освобождение и объединение южных славян). Богданов подчеркивает революционный, демократический характер иллирийского движения в целом. Я. Шидак историю иллиризма подразделяет на три периода: с 1835 по 1841 годы (до политического оформления иллирийской партии, под которой автор понимает не партию в современном смысле, а политическое течение); с 1841 по 1843 года (запрещение австрийским правительством названия "иллир") и с 1843 по 1849 годы. Шидак считает иллирийское движение неоднородным с точки зрения социально-политических устремлений его участников и отмечает наличие в нем демократических и консервативных элементов, программу же руководства иллиризма характеризует как либеральную. Шидак полагает, что в Хорватии и Славонии в период иллиризма было 2 лагеря: сторонники иллирийского движения и мадьяроны. Размежевание между ними началось после 1836 году, но политически эти течения оформились в 1841 году.
В современной исторической литературе специальных работ по иллиризму нет. Кратная характеристика его дана в сборнике "Революции 1848-1849" (т. 1, М., 1952), учебнике "История южных и западных славян" (М., 1957) и "История Югославии" (т. 1, М., 1963).
И. И. Лещиловская. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.