Метафизика (Фролов)

МЕТАФИЗИКА. 1. Термин «Метафизика» возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения «первой философией», исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин «Метафизика» употреблялся в последующей философии. В средневековой философии Метафизика служила теологии как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином «Метафизика» применялся в равном значении термин «онтология». У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. Метафизика выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности в онтологии Вольфа и др. Именно в этом смысле термин «Метафизика» широко употребляется в современной буржуазной философии. 2. В новое время возникает понимание Метафизики как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин «Метафизика» в смысле «антидиалектики» употребил Гегель, имея в виду также то, что прежняя Метафизика, как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина «М.». Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, раскрыли научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему метод материалистической диалектики. Ленин показал, что метафизический характер носит абсолютизация любых сторон и моментов познавательного процесса.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 257.

Понятие: