Народность (идея народности)

НАРОДНОСТЬ - понятие философии культуры, эстетики, художественной критики, выражающее одну из главных смысловых доминант русской мысли XIX века. Проблематика народности восходит к работам Дж. Вико и И. Г. Гердера, рассматривавших коллективное творчество народов как исходную форму культуры и первооснову всех позднейших ее форм, ориентированных на принципы индивидуальности и личного авторства. Оформление идеи народности в русской мысли осуществляется в тесной связи с распространением идейно-эстетических импульсов романтизма. Важную роль в этом процессе играло увлечение идеями Гегеля: под влиянием немецкой философии народности трактуется преимущественно как выражение «духа народа». Однако практически с самого начала эта трактовка была тесно связана и со специфически российскими проблемами - преодолением «наружных приемов» наносного «европеизма», выявлением в искусстве и других формах культуры истинных национальных начал, критикой сформировавшегося под влиянием поверхностной европеизации пренебрежительного отношения к своему, русскому (любомудры, Надеждин, Белинский). Народность в этом контексте понимается как совокупность всех физических, умственных и нравственных черт, из которых складывается облик русского человека, его отличительный характер, особый «сгиб» ума и воли, отличающие его от представителей др. народов. На базе трактуемой таким образом народности к середине 30-х годов XIX века были выработаны идейные и творческие установки, во многом определившие развитие русской культуры периода ее золотого века. В соответствии с этой программой народности - это одновременно эстетическая оценка и мера духовной глубины, идейной содержательности творчества. Сказать о том или ином художественном произв., что оно «народно», означало, по сути, то же, что назвать его «великим» «вековым» произв. Вместе с тем понятие «народность» часто выступало одним из концептуальных эквивалентов верного понимания жизни. Сила произведения, отвечающего такому пониманию творчества, - не в изощренности формального мастерства, а в непосредственности чувства нравственной честности, верности критериям художественной правды. Идея народности ориентирует искусство не на создание идеальных миров, а на проникновение в реальную жизнь народа во всех ее не только светлых, но и темных сторонах. Специфической особенностью понимания народности (в отличие, в частности, от немецкого) было то, что представление о национальной самобытности имело для нее определенную социальную окраску. Подлинным носителем национальных начал признавался преимущественно «простой народ», часто даже в более узком смысле «низшего сословия». Для так называемого «образованного общества» народность становилась неким социальным заданием, а для отдельных его представителей - личной проблемой, решение которой требовало определенных усилий и представляло собой особый нравственно-рефлексивный акт (покаяние, возвращение к «почве» и т. п.). Эта особенность определила общее направление эволюции идеи народности в русской культуре в сторону нарастания мотивов социальной критики. Для марксистской эстетики и литературно-художественной критики, опиравшейся в основное на классовый подход, категория народности долгое время оставалась вне поля исследования. Однако в специфической идеологической ситуации, сложившейся в СССР к середине 30-х годов, когда решение задачи внутренней консолидации страны потребовало от партийного руководства частичного восстановления линии исторической преемственности, идея народности как элемент «демократического наследия» была интегрирована в систему официально признаваемого мировоззрения (марксизм-ленинизм). В целом это сыграло позитивную роль в преодолении доминировавших в культурной политике вульгарно-социологических подходов, стоявших на точку зрения «жесткой» партийности. В рамках парадигмы народности осуществилась легитимация огромного массива явлений национальной культуры, выразивших свободолюбивые устремления широких слоев дореволюционного русского общества, которые при всем желании трудно было связать с концепцией социалистической революции. Установка на народность нередко использовалась и как инструмент, при помощи которого насаждалось примитивное искусство и обосновывались запретительные меры против творческих экспериментов. Народность была признана одной из основополагающих категорий марксистско-ленинской эстетики. Ее разработке было посвящено множество книг и статей, далеко не всегда чисто пропагандистских. В некоторых из них, в частности в трудах Лифшица, Г. А. Недошивина и др., наряду с устоявшимися идеологическими формулами содержались ценные исторические и теоретические обобщения, раскрывавшие многообразие форм культуры и ее субъектов. Однако при всем этом исследование категории «народность» в рамках идеологии того времени было достаточно специфично. Ее обязательно связывали и уравновешивали при помощи политически более прозрачной и операциональной категории партийности, в связке с которой ее обычно и старались употреблять. Отсюда идет характерное для официальной идеологии разделение народности на «подлинную» (потенциально совпадающую с коммунистической партийностью) и «ненодлинную» (куда относились стремления раскрыть такие грани народной души и народной жизни, которые шли вразрез с «утвержденным» воззрением или, по крайней мере, не укладывались в его рамки). В сложном контексте идеологических конфликтов того времени апелляция к народности нередко служила внешне законным выражением внутренней оппозиционности, духовного противостояния неоправданному историческому оптимизму и утратившей чувство эмоциональной причастности к «своему» технократической бюрократии. Таковы «деревенская» проза 60-80-х годов, распространившееся в эти годы увлечение фольклором, а также философско-исторические исследования, посвященные народному свободомыслию, в рамках которых, по существу, изучались формы народной религиозности.

Т. В. Кузнецова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 401-402.

Литература:

Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М, 1965; Белинский В. Г. Общая идея народной поэзии // Избр. соч. М.; Л., 1949; Он же. Взгляд на русскую литературу. М., 1983; Герцен А. И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры. М., 1987; Григорьев А. Эстетика и критика. М., 1980; Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973; Кузнецова Т. В. Россия в культурно-историческом контексте: парадигма народности. М., 1999; Лотиан Ю. М. О русской литературе: Статьи и исследования. Спб., 1997; Потебня А. А. Язык и народность// Эстетика и поэтика. М, 1976; Флоренский П. А. Избр. труды по искусству. М., 1996.

Понятие: