Оправдание верой

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ - центральный догмат протестантизма, сформулированный М. Лютером. Согласно ему, спасение достигается не посредничеством католической церкви, не молитвами монахов, не «сверхдолжными делами», заслугами святых, не добрыми делами в пользу Церкви, а личной верой в бога. «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому Себе». Никто не может быть посредником между людьми и богом. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом. Из догмата об оправдании верой вытекало требование всеобщего священства, равенства всех верующих перед богом, ведущего к упразднению особого сословия священников, наделенного божественной благодатью, а, следовательно, и дорогостоящей римской курии, власти римского папы. Учение об оправдании верой вело к отрицанию монашества культа святых и их мощей, догмата о чистилище. В результате резко сокращалось количество религиозных праздников и обрядов, осуществлялся буржуазный идеал «дешевой церкви». Отрицался также авторитет священного предания, папских декретов и посланий. Единственным авторитетом и хранителем божественной благодати, откровения бога объявлялась Библия - священное писание. Каждый верующий получал право на свободное чтение и истолкование Библии, которая была переведена с латыни на национальные языки. Дальнейшее развитие догмат об оправдании верой получил в кальвинизме, сформулировавшем учение о предопределении, в наиболее категорической форме, бог еще до сотворения мира предопределил одних к спасению, других к гибели. Англиканская церковь, приняв основные догматы протестантизма, соединила учение об оправдании верой с учением о спасающей силе церкви, отвергла всеобщее священство верующих и сохранила церковную иерархию, таинства и целибат высшего духовенства.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 186-187.