Философия истории (Маслин, 2014)
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, исследующий предельные основания и смысл человеческой истории. Термин «философия истории» введен в употребление Вольтером. Для русских мыслителей характерен повышенный интерес к философско-исторической проблематике России, стремление понять ее судьбу, место в европейской и мировой истории. Они ставили своей целью осмысление «вечных» вопросов русской жизни, оставляя несколько в стороне теорию познания исторического процесса. Принятие христианства на Руси обусловило линейное восприятие истории, имеющей свое начало (акт творения) и трагический конец (второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд). Русская средневековая философско-историческая мысль в основном проникнута христианской эсхатологией и провиденциализмом. Так, в «Изборнике 1076 года», «Палее Толковой» история трактуется как воля Всевышнего, как грандиозная драма человечества. Иларион в «Слове о законе и благодати» рассматривает вселенский ход истории как процесс приобщения новых народов к христианской вере. На этом пути каждый народ неизменно проходит две следующие друг за другом стадии — «закона» и «благодати», что характеризует историю как поступательное развитие через повторение уже бывшего. В Средневековье имело широкое распространение религиозное историософское учение о так называемых казнях Божиих. согласно которому трагические события истории толковались как наказание за грехи. Особое внимание древнерусские авторы уделяют отечественной истории. Яркий тому пример - концепция «Москва — третий Рим», где обосновывается историческая неизбежность возвышения Московского царства.
В XVIII веке философско-историческая мысль, проникнутая идеями эпохи Просвещения, во многом освобождается от влияния религии и церкви. На первый план выдвигается поиск реальных закономерностей истории, имманентно ей присущих. Методология исторического познания строится преимущественно на основе рационализма, привлечения археологических и этнографических данных. Широкую популярность начинает приобретать теория прогресса. Естественно-исторических позиций придерживался Десницкий. История, с его точки зрения, представляет собой прогрессивное развитие человечества, включающее в себя четыре стадии: 1) охота и собирательство, 2) пастушество, 3) хлебопашество, 4) коммерческое состояние. Стремясь к комплексному исследованию истории общества, Десницкий анализирует происхождение различных социальных институтов (семья, собственность, власть, право).
На качественно новый уровень философия истории в России выходит в лице Чаадаева, который стремился на основе соединения рационализма и христианского провиденциализма представить историю России через призму проблемы «Восток и Запад». Человечество, полагает он, неуклонно совершенствуясь, развивается по направлению к Царству Божьему. Но путь этот понимается не как прямое беспрепятственное восхождение к Богу, а как сложный противоречивый процесс, в который серьезные коррективы вносит человеческая свобода. В результате свободного выбора одни народы (страны католической Европы) оказываются ближе к христианской истине, др. (Япония, Китай, Индия) - дальше. Россия, связавшая себя с православным Востоком, пока находится вне исторического (христианского) времени.
Анализ проблем, поднятых Чаадаевым, находит свое логическое продолжение в философии истории славянофилов и западников. Философско-исторические воззрения славянофилов, ярко проявившиеся в учении А. С. Хомякова и К. С. Аксакова, построены на культивировании православных ценностей и критике западного образа жизни. Православие и община, полагает Хомяков, сыграли ключевую роль в русской истории, принципиально отличной от развития западной цивилизации. Своеобразие русской истории и культуры - результат действия принципа соборности, благодаря которому произошло органичное соединение Божьей воли и человеческой свободы («единство во множестве»). Принцип соборности, нарушенный Петром I, требует своего восстановления, что будет означать создание в России нового общества, способного стать во главе мировой цивилизации и спасти своим примером Европу от деградации.
Вклад К. С. Аксакова в развитие славянофильской философии истории связан с его концепцией «земли и государства», где обосновывался дуализм русской истории: жизнь безгосударственного русского народа, крестьянской общины протекает параллельно жизни государства, возникшего благодаря призванию варягов. Философия истории западников (Анненков, Боткин, Грановский, Кавелин, Редкий) при заметном плюрализме (использование идей Ф. Гизо, О. Тьерри, Л. Ранке, Б. Нибура. И. Г. Гердера, Канта, Шеллинга, Гегеля) отнималась европоцентризмом и верой в прогресс, заключавшийся, по их мнению, в движении человечества от варварства к цивилизации. Критерий прогресса — ценности западноевропейской культуры. Западники трактовали историю как результат взаимодействия двух равновеликих факторов: идеального и материального, ценностей и интересов, склонялись к тому, чтобы видеть в народе (а не героях, монархах или военачальниках) главный субъект истории. Русская история в их представлении - часть мирового исторического процесса, магистральный путь развития России — европеизация, но с учетом национальных особенностей. Русские материалисты 40-60-х годов XIX века (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский и др.) стремились увязать действие исторических закономерностей с потребностями и интересами народных масс, обосновывали идеи социализма и социальной революции.
Полагая, что человеческая история движется по направлению к социализму, Герцен, Огарев и Чернышевский видели в России более благоприятные (по сравнению с Западом) условия для социалистического преобразования общества (на основе сохранившейся крестьянской общины). Логическим развитием их идей становится философия истории народничества, представленная гл. обр. в работах Лаврова и Михайловского. Опираясь на субъективный метод в понимании социальных явлений, они акцентировали внимание на субъективном факторе в истории, особую роль отводили деятельности критически мыслящей личности. Так как, с их точки зрения, в основании истории лежит развитие общественного сознания, социальный прогресс, то роль личности закономерно возрастает. Благодаря целенаправленной пропагандистской и организаторской деятельности критически мыслящие личности способны изменить сознание людей и социальную среду в целом. Внося в сознание представления о принципах новых общественных отношений, они привносят в общество частицу будущего, существенно ускоряя тем самым ход истории.
На основе субъективного метода строит свою теорию историческою процесса Кареев. Ход всемирной истории, полагает он, представляет собой «хаотическое сцепление случайностей», некий совокупный результат субъективных представлений отдельных личностей. Исторические явления субъективны в том смысле, что всегда проходят через призму морального сознания (как участников исторических событий, так и историков). На фоне просветительских, западнических в своей основе представлений об истории как всеобъемлющем прогрессивном развитии человечества появляются философско-исторические концепции Данилевского и К. Н. Леонтьева. Теории прогресса, так или иначе предполагавшей превосходство одних народов и неразвитость других, Данилевский противопоставил концепцию культурно-исторических типов, согласно которой история представляет собой циклический процесс чередования цивилизаций. Культурные миры, появляющиеся в разное время и разных регионах, отличаются самоценностью и самодостаточностью, вырабатывают собственные критерии своею совершенства.
Одна из целей теории культурно-исторических типов (антизападнической по своему духу) - обосновать тезис о наличии у России своего исторического времени, не сопрягаемого с историческим развитием Западной Европы. К. Н. Леонтьев рассматривал европеизацию России как проявление деградации. Отсюда установка: необходимо вырваться из гибельного исторического потока жизни западноевропейских народов, обратившись к коренным устоям национального бытия. На основе почвенничества складываются философско-исторические взгляды Достоевского. История человечества, полагает он, развивается благодаря движению народов к идеалу, к Богу. Драматизм ее состоит в том, что народы, реализуя неотъемлемое право на свободу, способны в определенные эпохи пойти по ложному пути, отпасть от Бога.
Каждый народ имеет свою историческую миссию, скрытую в глубинах народного духа. Особую роль Достоевский отводил русскому народу, «народу-богоносцу» с его страдальческой, искупительной миссией, открывающей человечеству дорогу к Царству Божию. Оригинальные философско-исторические идеи развивали выдающиеся русские историки (Татищев, Карамзин, С. М. Соловьев, Ключевский), сосредоточившись гл. обр. на ключевых проблемах отечественной истории. Ключевский стремится выявит ь взаимосвязи политических и экономических отношений, что, по его мнению, позволяет найти объективный критерий периодизации рус. истории, понять ее движущие силы и тенденции. Во 2-й половине XIX века в России бурно развивается социологическая мысль, в рамках которой создавались и философско-исторические концепции (Ковалевский, Лаппо-Данилевский). Ковалевский, являясь противником субъективного метода, полагал, что в основе исторического процесса лежат объективные законы прогрессивного эволюционного развития. Роль субъективного фактора в истории не следует переоценивать, так как в конечном счете он является своеобразным продуктом проявления факторов объективных. Лаппо-Данилевский, развивая свои взгляды на базе неокантианства, напротив, рассматривал исторический процесс как совокупность субъективных творческих актов, имеющих целью развитие культуры. Так как в основе истории лежит деятельность людей по созданию общезначимых культурных ценностей, то всемирный исторический процесс обладает определенным единством.
Значительный интерес представляет философия истории Чичерина, разработанная им на основе гегельянства. Ход истории, считает он, определяется развитием сознания от первоначального единства через раздвоение на противоположности к высшему синтезу. Исторический процесс включает в себя 3 синтетических периода, когда преобладает религия, и 2 аналитических, когда на первый план выступает философское знание. Религиозное сознание первобытного человечества и Древнего Востока (I синтетический период) сменяется философским сознанием греко-римского мира (I аналитический период), которое, в свою очередь, уступает место миропониманию христианского Средневековья (II синтетический период). На смену ему приходит философия Нового времени (II аналитический период), после чего должен наступить III синтетический период - завершающий этап человеческой истории, когда осуществится «высший синтез» - религия соединится с философией. Заметной вехой в развитии философско-исторической мысли в России стали воззрения В. С. Соловьева. Предложенные им концепции всеединства и Богочеловечества оказали влияние на философско-исторические взгляды мн. религиозных философов (Флоренский, Франк, Карсавин. Булгаков, С. Н. Трубецкой. Е. Н. Трубецкой, Свсицицкий. Лопатин, Эрн, Лосев).
Бог и сотворенный им мир, полагает Соловьев, представляют собой взаимопроникающее единое целое. Только человек, человечество способны воплотить заложенную в мировом бытии норму всеединства и восстановить утраченную в результате грехопадения связь материальной природы и Бога. Богочеловечество, по Соловьеву, это и есть человечество, вернувшееся к Богу; это своего рода совершенное человечество, преодолевшее мировое зло. Соответственно цель мировой истории состоит в появлении Богочеловечества, в достижении человеком Царства Божия. Центральным событием мировой истории стало пришествие в мир Богочеловека Иисуса Христа, своей жизнью и воскресением доказавшего возможность воссоединения с Богом. «Вратами в Царство Божие» должна стать теократия, возникающая на основе объединения католической и православной церквей с центром в Риме и передачи светской власти русскому царю. В начале XX века философско-исторические идеи вырабатываются в рамках «новогорелигиозного сознания» — богоискательского течения, осн. принципом которого было стремление к обновлению христианства и всей социальной жизни. Особенно характерна в этом отношении концепция «Третьего Завета» Мережковского, согласно которой всемирная история имеет 3 этапа, связанные с существованием 3 человечеств: первого — допотопного (языческий мир), погибшего от Воды, второго — послепотопного (мир исторического христианства), которое погибнет от Огня, и третьего, идущего вслед за вторым, которое возродится в Духе.
Своеобразная философия истории складывается в рамках русского космизма, представители которого (Федоров, Циолковский, В. И. Вернадский. А. Л. Чижевский и др.) предприняли попытку связать историю человечества с историей Вселенной. Вернадский рассматривает человечество как высокоорганизованную форму планетарного вещества, проходящего эволюцию от преимущественно биологического существования к осознанному и разумному. Земная цивилизация, переходя из биосферы в ноосферу, знаменует тем самым новый, более высокий уровень интеграции с космосом. Специфика европейской культуры и социальные катаклизмы XX в. находят свою обобщенную оценку в философии истории Бердяева, который трактовал исторический процесс с точки зрения экзистенциально-персоналистического философствования и эсхатапогизма. По Бердяеву, дегуманизация, дехристианизания западной культуры привели буржуазную цивилизацию к эпохе «нового средневековья», к усилению борьбы добра и зла. Трагичность сложившейся ситуации указывает на скорое наступление конца истории, что будет означать преодоление объективации и всеобщее обновление. История как непрерывный прогресс для него неприемлема, так как превращает каждое живущее поколение в средство для будущих поколений. Только экзистенциальное восприятие времени, переводящее земную историю в сферу вечности, позволяет перейти человечеству к новому измерению своего существования, когда развитие личности будет основываться на преображающей любви, активности и творчестве.
Философия русской истории сводится Бердяевым в основном к анализу национального сознания и самосознания, к русской идее. Отмечая эсхатологизм, радикализм, полярности психологических и духовных качеств рус. народа, он при ходит к выводу об уникальности его исторической судьбы его мессианской роли в деле возвращения к христиански» ценностям. Идеи всеединства и Богочеловечества получи ли развитие в Ф. и. Карсавина. Оппонируя сторонника» теории прогресса, он отмечает, что в истории прошлое настоящее и будущее в нравственном отношении равноценны, ни один из исторических этапов не может рассматриваться как средство. Мировое всеединство проявляв" себя в деятельности исторических индивидов (человек семья, народ), свободно развивающихся и взаимопроникающих друг в друга. Но поскольку мировое всеединство в земной жизни недостижимо, человеческая история с необходимостью должна преодолеть эмпирический уровень и прийти к Богочеловечеству.
Отличается значительной новизной философия истории евразийства. Пытаясь объяснить Октябрьскую революцию 1917 года через призму проблемы «Восток и Запад», евразийцы коренным образом пересмотрели русскую историю. С их точки зрения, история России есть история Евразии как особого географического и культурного мира. Русская история ведет свое начало не от восточнославянских племен, а от скифов, гуннов и монголов которые еще во времена медного и бронзового веков стремились к освоению всего евразийского пространства. Монголо- татарское нашествие втянуло Русь в общеевразийскую историю и создало предпосылки для ее дальнейшего возвышения.
Оригинальную трактовку получает теория исторического процесса в трудах русских марксистов (Плеханов, Ленин, Бухарин). Плеханов внес существенный вклад в систематизацию философии истории марксизма. Выводя основные законы истории из диалектики производительных сил и производственных отношений, он, тем не менее, не придавал большого значения учению Маркса об общественно-экономических формациях, стремился дополнить исторический материализм своей концепцией «географической среды» (фактор, имеющий существенное влияние на состояние производительных сил). Свобода понимается им исключительно как продукт исторической необходимости, что заметно принижает роль субъективного фактора в истории. Политико-экономические процессы, проходившие в мире в конце XIX - начале XX века, нашли свое отражение в работах Ленина о развитии капитализма в России, о месте и роли империализма в мировом историческом процессе. В советский период отечественная философия истории нашла выражение преимущественно в исследованиях по вопросам исторического материализма (зачастую догматизированного). В последние годы появились отдельные оригинальные исследования отечественных авторов, посвященные проблемам русской и европейской истории (Зиновьев, Кожинов), теории исторического процесса (Панарин) и др. (см. Философия в советской и постсоветской России).
В. Н. Жуков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 698-701.
Литература:
Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993; Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991; Философия истории в России. Антология. М., 1994; Новикова Л. И., Сеземская И. Н. Русская философия истории. М., 1997; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013); Бойко П. Е. Идея России в русской философии истории. М., 2006.