Антропогенез (СИЭ, 1961)
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс выделения человека из мира животных, иначе - процесс превращения высокоразвитой двуногой ископаемой обезьяны в человека под влиянием общественного труда. Учение об антропогенезе составляет особый раздел науки о человеке - антропологии. Оно неразрывно связано с именами Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Дарвин, его ученики и последователи данными сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии обосновали генетическое родство человека с животными, его происхождение от ископаемых высших обезьян. Современная наука подтвердила это положение. Энгельс, приняв многие положения Дарвина, на основе историко-материалистического учения раскрыл качественные особенности процесса становления человека и создал общественно-трудовую теорию антропогенеза (см. Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, 1876, опубл. впервые в 1896). Качественные признаки тела человека возникли и укрепились в ходе антропогенеза, в первую очередь под воздействием социальных факторов, роль и значение которых изменялись в разные эпохи. Процесс превращения обезьяньего организма под влиянием труда в человеческий прошел ряд стадий на протяжении почти миллиона лет четвертичного периода, или антропогена, и завершился появлением человека совр. типа (Homo sapiens). По многим анатомическим и физиологическим признакам человек наиболее сходен с современными человекообразными обезьянами - шимпанзе, гориллой, орангутаном и гиббонами, что свидетельствует об общности его происхождения с ними. Ближайшими предкам человека были перешедшие к наземному существованию двуногие антропоиды конца третичного периода, видимо, очень сходные с ископаемыми обезьянами Южной Африки - австралопитеками. Употребление предметов в качестве орудий, жизнь стадами, переход к всеядному питанию помогли одному виду австралопитеков выжить. Это были обезьяны, которые далеко превосходили всех прочих смышленостью и приспособляемостью. Переход их потомков к намеренному изготовлению орудий означал, что животное стало превращаться в человека. Это был величайший диалектический скачок в развитии органического мира. Дальнейшее развитие ископаемых гоминид - предков совр. человека - проходило под влиянием усиления воздействия социальных факторов, в первую очередь трудовой деятельности. Труд в обществе составляет качественное отличие человека от всех других организмов.
Появление древнейших людей относится к началу антропогена, то есть около 1 млн. лет назад. Они жили в первые 500-600 тыс. лет. Археологически - это время последовательного развития дошелльской, шелльской и начала ашельской культур нижнего палеолита. Представители начальной стадии антропогенеза (питекантропы с острова Ява, синантропы из Китая, атлантропы из Северной Африки, гейдельбергский человек с территории Европы) выделывали грубые каменные орудия, охотились сообща на животных. Важнейшим достижением было умение пользоваться звуковым языком и огнем. Судя по пунктам находок наиболее древних людей - питекантропа и синантропа - прародина человечества располагалась в Юго-Восточной, Южной и Передней Азии и в северо-восточных областях Африки.
Совершенствование процессов труда и развитие общества содействовали становлению человека и на следующем этапе антропогенеза, представленном древними людьми, иначе - палеантропами, или неандертальцами. Костные остатки и орудия труда этих людей древнего каменного века известны из стран Европы, Азии и Африки, в том числе и с территории СССР. Они жили 400-100 тыс. лет тому назад в Европе, когда имело место максимальное развитие ледника. Соответствующая неандертальцам археологическая культура называется мустьерской. Их орудия лучше обработаны и более разнообразны по форме и хозяйственному назначению, чем орудия древнейших людей. Неандертальцы жили небольшими группами (30-40 чел.), преим. в пещерах (в 1959-1960 годы стали впервые известны искусственные сооружения неандертальцев из костей крупных животных, по-видимому, ветровые заслоны), охотились на животных, умели не только пользоваться огнем, но и добывать его. Будучи довольно широко распространены по Земле и обитая в различных природных условиях, они уже разделились на территориальные антропологические группы, которые, однако, по мнению большинства специалистов, не совпадали с современными расовыми типами.
Заключительная стадия антропогенеза характеризуется тем, что из неандертальцев возникли древние люди современного вида, которых обобщенно называют кроманьонцами. Тем самым полностью завершается процесс отрыва человека от животного мира. Анатомически кроманьонцы почти не отличались от совр. людей. Время их появления определяется в 100-50 тыс. лет назад. Время распространения людей совр. типа совпадает с археологическими культурами, относимыми к позднему палеолиту (ориньяк, селет, солютре, мадлен), мезолиту и неолиту. Орудия отличаются многообразием типов. Нередко встречаются комбинированные и сложные орудия. Для их изготовления используются различные материалы (камень, кость, рог). Для этого периода характерно также выделение больших по территории культурных областей с различным направлением хозяйственной деятельности. Дородовой строй неандертальца сменяется родовым строем у Homo sapiens (человек разумный). От этого времени уже известны многочисленные остатки жилищ (наземных и полуземлянок). У кроманьонцев было широко развито изобразительное искусство - объемное и графическое (см. Костенки, Гагарино, Альтамира); из звукового языка развивается первоначальная членораздельная речь.
В некоторых новейших гипотезах зарубежных ученых утверждается, что по строению тела Homo sapiens сформировался не из неандертальцев, а из других древних людей - "пресапиенсов" ("Homo praesapiens"); однако советские ученые показали, что черепа так называемых пресапиенсов имеют неандерталоидные черты. Следовательно, вид Homo sapiens появился из вида Homo neanderthalensis, хотя это не означает, что все группы неандертальцев были предками современного человека.
Проблема генетической связи между территориальными группами древних гоминид и расами совр. человека представляет в антропологии предмет дискуссии. Большинство совеменных антропологов придерживается теории моноцентризма, которая устанавливает, что между прежними и новыми расами нет прямой преемственности, что родиной Homo sapiens была обширная территория вокруг Средиземноморья и Западной Азии с прилегающими областями и что современные расы возникали и развивались внутри вида Homo sapiens. Некоторые же исследователи - сторонники теории полицентризма - полагают, что расы древних людей, сформировавшиеся в нескольких центрах (Европа, Азия, Африка), непосредственно развились в большие расы современного человечества.
Так как человечество едино по своему происхождению - от одного вида ископаемых антропоидов (моногенизм), а не от нескольких (полигенизм), поэтому все современные расы биологически равноценны (см. Расы). Марксистская теория антропогенеза отвергает не только религиозные концепции происхождения человека, но и лжеучение о "высших" и "низших" расах.
M. P. Нестурх. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Литература:
Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1955; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953; Происхождение человека и древнее расселение человечества, (под ред. М. Г. Левина, Г. Ф. Дебеца и Я. Я. Рогинского), Тр. Ин-та этнографии АН СССР, т. 16, М., 1951; Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; его же, Человеческие расы, 2 изд., М., 1958; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г., Основы антропологии, М., 1955; Hofer H., Schultz A. Н., Stark D. (hrsg. von), Primatologia. Handbuch der Primatenkunde, (Bd) 1-3, Basel (Schweiz) - N. Y., 1956-59.