Вассалитет (РИЭ, 2015)

ВАССАЛИТЕТ (от кельтск. vassallus, vassus — «раб», «слуга», «отрок») — ненаследственная форма личной зависимости, распространенная в Средние века в Западной Европе, преимущественно среди нобилей; один из способов самоорганизации господствующего класса.

Становление и развитие сеньориально-вассальных связей. В эпоху поздней Античности и варварских королевств словами vassus, vassallus называли слугу (как свободного, так и раба) в доме господина. Он входил в господскую «фамилию» наряду с рабами, вольноотпущенниками, клиентами и прочими домочадцами, которых объединяла личная зависимость от главы семьи. В обмен на службу (servitium, obsequium) хозяин распространял на него свое покровительство («патронат», «мундебурдий»). Престиж вассальной службы повысился благодаря ее востребованности при королевском дворе. Активные завоевания и быстрое распространение власти варварских королей на новые территории способствовали, с одной стороны, росту потребности в вооруженных слугах, а с другой — превращению королевских слуг в сановников: подобно тому, как конюх превратился в маршала, а дворецкий в мажордома, вассал стал представителем военной элиты и доверенным лицом короля. Синонимами слова «вассал» в раннесредневековых источниках являются: fidelis, homo, satelles, amicus, famulus; встречается франкское слово horogavo. Семантически близки термину «вассал»: «антрустион», «газинд», «левд», «букцеллярий».

Каролинги превратили В. в инструмент управления государством. Вассальные связи играли важную роль в мобилизации войска. За несение вассальной службы — как военной, так и иной — императоры стали систематически жаловать бенефиции, владение которыми было пожизненным и не наследовалось. «Свободный франк получил бенефиций от своего сеньора и привел с собой вассала», — констатирует Компьенский капитулярий Пипина Короткого 757. В середине IX в. Гинкмар Реймсский сформулировал обязанности вассала по отношению к сеньору как «совет и помощь» (consilium et auxilium), где под «помощью» подразумевалась в первую очередь военная служба. За неисполнение вассальных обязанностей бенефиций отбирался. Но и вассал мог покинуть сеньора, если тот покушался на его жизнь, свободу или честь. Капитулярии сохранили свидетельства корпоративной солидарности вассалов одного сеньора («пэров»): они были обязаны друг другу вооруженной поддержкой. При разделах империи государи, во избежание усобиц, заботились о том, чтобы в каждом королевстве могли проживать только вассалы и арьер-вассалы принцепса. Империя Каролингов способствовала распространению В. в Европе.

После распада империи Каролингов, около 1000 года, в государствах, возникших на ее территории (Франции, Германии, Лотарингии, Арелате и др.) сеньориально-вассальные связи стали средством консолидации феодального класса, отчасти компенсировавшим ослабление публично-правовых институтов. В результате «феодальной революции» власть рассредоточилась по укрепленным зáмкам, владельцы которых — шателены — имели на службе многочисленных вассалов. Вассалы жили в замке сеньора и кормились за его столом, а за службу получали вознаграждение (чаще всего участок земли), которое стало именоваться фьефом (леоном, феодом) и приобрело наследственный характер. В. не был единственным способом организации господствующего класса: определяющую роль играли родственные группы (линьяжи), с которыми В. часто переплетался. Позже, в конце XI — XII в., территориальные князья и монархи с успехом использовали сеть сеньориально-вассальных связей для укрепления собственной верховной власти. Например, короли Англии после нормандского завоевания провозгласили себя верховными сеньорами королевства, а всех землевладельцев обязали вступить в вассальную зависимость от короля. В XII—XVI вв. ученые юристы создали учение о вассально-ленной системе, представлявшее В. службой за рыцарский фьеф (феод, лен) и устанавливавшее связь между «феодальной лестницей», на вершине которой стоял государь, и иерархией прав на землю. В. утратил системообразующую роль уже в XIII в., когда в ряде европейских стран общество перестроилось по сословному принципу. Тем не менее, он просуществовал вплоть до раннего Нового времени.

Оформление васалитета. В «землях устного права» (так во Франции называли северные, менее романизированные области, в которых преобладала кутюма) установление сеньориально-вассальных отношений оформлялось системой ритуалов: (а) коммендации себя в вассалы сеньору, c XI века называвшейся оммажем и сопровождавшейся ритуалом «сплетения рук» между сеньором и коленопреклоненным вассалом; (б) клятвы верности (fides, foi) вассала сеньору, за которой следовал поцелуй в знак взаимности и (в) часто, но не всегда: инвеституры вассала фьефом путем передачи символического предмета (например, жезла). В «землях писаного права» (т. е. в романизированных южных областях) главную роль играл письменный контракт (convenientia), фиксировавший взаимные обязательства сторон. Существовал также обряд выхода из вассальной зависимости — exfestucatio, но он редко применялся на практике, т. к. этому противились сеньоры. Характерно, что знаток права Фульберт, епископ Шартрский, призванный Гийомом V Аквитанским для разрешения спора с богатым вассалом, Югом де Лузиньяном, который пожелал выйти из вассальной зависимости, увидел основное преступление последнего в нарушении клятвы верности. Испугавшись уголовного наказания, грозившего клятвопреступникам, сир де Лузиньян отказался от своих намерений.

С точки зрения исторической антропологии В. представляется системой ритуальных слов и жестов, основанной на символике тела (сплетение рук, поцелуй), оформляющей неравноправные, но привилегированные личные отношения между сеньором и вассалом и предполагающие встречность обязательств (верная служба со стороны вассала, помощь и пожалование фьефа со стороны господина). В масштабе общества В. способствовал созданию замкнутого, иерархически организованного сословия (bellatores, milites), включающего знатных мужчин и исключающего женщин и простолюдинов.

Обязанности вассала и сеньора. В развитом феодальном праве (XI—XIII вв.) основными обязанностями вассала считались военная служба и заседание в сеньориальной курии (суде). На практике же объем службы на разных уровнях феодальной иерархии сильно различался. Так, в Южн. Франции XI в. вассалы низшего ранга, служившие в замке (milites castri, castelà), несли ненормированную военную службу по произволу сеньора-шателена, включая экспедиции в мусульманские страны (рядом была арабская Испания). И наоборот, сохранившаяся «конвенция» 1072 между графом Раймундом IV де Жюсса и его вассалом, графом Артау I де Пальярс-Собира, представляет собой настоящий мирный договор, завершающий военные действия посредством обмена землями различного статуса и детальной регламентации взаимных прав и обязанностей.

У рыцаря могло быть несколько сеньоров, но только одному он мог быть лигием (лат. ligius, solidus, упоминаются с середины XI в.). Сеньор вассала-лигия обладал приоритетными правами на помощь последнего, в том числе против других его сеньоров. В XII—XIII вв. в ряде государств (Англия, Иерусалимское королевство) укрепившаяся королевская власть стала ставить такой привилегированный В. себе на службу: все вассалы короля здесь могли быть только лигиями, а корона имела монополию на hommage lige.

Социальный статус вассала. В сеньориально-вассальные отношения вступали в основном люди благородного происхождения: рыцари, аристократы, даже князья и монархи. Например, в 757 Пипин Короткий, подавив мятеж герцога Баварии Тассилона, принудил его вступить в вассальную зависимость; герцогство же пожаловал ему условно, на правах бенефиция. Известно также, что с середины XII в. английские короли из династии Плантагенетов были вассалами французской короны за герцогство Аквитанию и другие владения на континенте. Однако на нижнем этаже феодальной лестницы нередко встречались вассалы из числа простолюдинов или лично несвободных людей (оруженосцы, конюхи, министериалы из поместий, в Германии — крепостные рыцари). Основной чертой В. средневековое сознание считало личную зависимость одного человека от другого, для которой отсутствие свободного статуса не было критичным. Так, ок. 1280 в церемонии оммажа сеньору — монастырю Св. Петра Шартрского — в роли лигиев, наряду с видамом, управляющим и прево, участвовали привратник и плотник. В отличие от Германии, во Франции, Фландрии, Англии и Италии до начала XIII века отношения В. допускали движение простолюдинов вверх по социальной лестнице. К середине XIII в. рыцарство превратилось в юридически оформленное наследственное сословие, и приток ротюрье в его ряды прекратилcя. Известны и противоположные случаи, когда свободный посредством оммажа оформлял свой переход в сервильную зависимость («сервильный оммаж»).

T. Ю. Капранова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Литература:

Bonnassie P. Les sociétés de l’an mil Bruxelles, 2001; Kienast W. Die fränkische Vassalität. Frankfurt am Main, 1990; Poly J.-P., Bournazel E. La mutation féodale Xe — XIIe siècles / 3e éd. Paris, 2004; Reynolds S. Fiefs and Vassals. Oxford, 1994; Блок М. Феодальное общество. М., 2003; Ле-Гофф Ж. Символический ритуал вассалитета // Ле-Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2002. 

Понятие: