Достоинство (Кузнецов)
ДОСТОИНСТВО - этическая категория, выражающая абсолютную ценность человека как разумно-социального существа. О Д. человека писали философы античности, но свое наиболее полное обоснование, истолкование и раскрытие оно получило в этике Нового времени. По Канту, человек «как цель самое по себе» «обладает некоторым достоинством (некоей абсолютной ценностью), благодаря которому он заставляет все другие разумные существа на свете уважать его, может сравнивать себя с каждым другим представителем рода и давать оценку на основе равенства». Человек должен рассматривать себя не только как лицо вообще, но и «как человека, т.е. как лицо, имеющее по отношению к самому себе обязанности, налагаемые на него его собственным разумом... его ничтожность как человека-животного не может умалить его достоинство как человека, наделенного разумом, и он не должен отрекаться от высокой моральной оценки самого себя, имея в виду это достоинство ...он должен... не отрекаться от своего достоинства, а всегда (добиваться своей цели) с сознанием возвышенности своих моральных задатков» (Кант И. Соч. В 6-ти т. Т. 4(2). М., 1965. С. 373).
Д. — это форма самосознания, самооценки и самоконтроля личности, один из способов осознания своей ответственности перед «другими» и самим собой. Признание Д. «другого» — обязанность и нравственный долг человека в той же степени, как и долг другого по отношению к нему. Это, с одной стороны, следствие свободы человека в выборе жизненных ориентации, с другой — стимул к отстаиванию своей свободы, основание достижения свободы самопроявления. Сохранение и упрочение личного Д. возможно для человека лишь через признание прав на уважение Д. других людей.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 147-148.