Массовая культура (Фролов)

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества». Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты. Основные социальные функции Массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности. Хотя в форме Массовой культуры осуществляется приобщение широких масс к отдельным ценностям культуры, в целом она чужда подлинно демократической культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства личности.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 247.