Бурханизм

БУРХАНИЗМ — в начале 20 века представлял собой особую форму национальной религиозной идеологии этнического ядра будущей алтайской народности, алтай-кижи. Впервые о бурханизме на Алтае стало известно после открытого выступления алтайцев в 1904 года в урочище Тёрёнг против шаманизма и заявления их о принятии "новой веры" (белая вера, или бурханизм). Религиозная основа идеологии бурханизма близка ламаизму. В нем многое сохранилось и от шаманистского мировоззрения. После 1904 года первостепенную роль в пантеоне стал играть Бурхан. Из шаманизма в бурханизм вошли также Алтайдынг Ээзи — дух-хозяин Алтая, мать-огонь Отэне, Уч-Курбустан, вера в злых духов. На формирование бурханизма существенно повлияли исторические предания и легенды. Включение в пантеон бурханизма Ойрот-хана (на равных правах с Бурханом) в качестве "мессии" стало одним из значимых его отличий от шаманизма. На начальном этапе становления бурханизма одним из основных его постулатов был отказ от кровавых жертвоприношений. Они заменялись возлияниями и кроплениями молоком, аракой, маслом. Позже бурханизм обнаружил тенденцию к сближению с шаманизмом, и кровавые жертвы были возобновлены. Особенностью бурханизма стал ритуал омовения (как дымом горящего арчына, так и водой), восходящий к ламаистской обрядности. Служителями бурханистского культа являются ярлыкчы, ритуальная одежда которых заимствована с некоторыми отличиями из шаманизма. История бурханизма в 20 веке трагична. После мощного национального подъема в первое десятилетие его существования наступил раскол (время первой мировой войны). Несмотря на кратковременность своего существования, бурханизм оказал существенное влияние на все сферы традиционной жизни алтайцев. Многие его элементы органично вошли в обряды семейного цикла. В настоящее время на Алтае отмечается резкий всплеск интереса всех слоев населения к бурханизму, частью его приверженцев бурханизм воспринимается как национальная религия.

Д. А. Функ

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 53-54.

Понятие: