Желание (СЗФ.ЭС, 2009)

ЖЕЛАНИЕ (фр. desir, нем. das Begehren, англ. desire) - одно из принципиальных понятий западного мышления 20 века. Получило широкое распространение во многом благодаря Ж. Лакану, который формулирует его, опираясь на теории инфантильной сексуальности 3. Фрейда и диалектику Г.В.Ф. Гегеля в интерпретации А. Кожева. Психоанализ 3. Фрейда, по Ж. Лакану, описывает мир желания как такового, и мир этот обнаруживает, что описывающий его дискурс «не только проявляет или скрывает желание, но и является объектом желания» (М. Фуко). Как показывает 3. Фрейд, первые переживания удовлетворения у ребенка нельзя свести к утолению естественных потребностей. Мать не просто дает ребенку то, что ему необходимо, но переводит потребность посредством языка в запрос. Ж. Лакан формулирует желание, учитывая различие между антропогенным и животным желанием (А. Кожев). Желание человека направлено не на объект, а на другое желание - на желание признания. Желание обретается как желание другого не потому, что другой владеет ключом к желанному объекту, а потому, что за желанием какого-то объекта скрывается желание быть признанным другим. Признание наделяет существованием. Борьба за признание разворачивается в диалектике отношений с другим. Ж. Лакан описывает ее в гегелевской диалектике господина и раба: Господин лишает Раба его наслаждения и, овладевая объектом желания раба, получает с его стороны признание, но при этом лишается своей независимости. Ж. Лакан отличает желание от потребности и запроса. Потребность нацелена на конкретный объект, который его удовлетворяет. Запрос формулируется в обращении к другому человеку; он возникает в поле языка и относится к чему-то отличному от удовлетворения, к которому он взывает. Биологическая потребность и звучащий из языка запрос никогда не совпадают. Между ними всегда сохраняется зазор, в котором и рождается желание. Взывая к реальному, желание довольствуется галлюцинаторным удовлетворением. Оно - источник фантазма. При этом оно воздействует не только на воображаемый порядок субъекта, но и приводит в движение символическую цепь означающих, желание вызвано не желанием овладеть объектом, а нехваткой бытия. Субъект желает того, чего ему не достает, отчужденный объект-причину желания. Определяя желание в негативных терминах, Ж. Лакан следует классической платоновской теории. В отличие от Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотар, а также Ж. Делез и Ф. Гваттари делают акцент на том, что желание - это не нехватка, а аффирмативная сила, производящая объекты. Потоки желаний действуют до установления различения между субъектом и объектом, до какой-либо репрезентации. Желание всегда оказывает сопротивление репрезентации и социализации; это маргинальная и маргинализующая сила. Ж. Делез и Ф. Гваттари утверждают, что настоящую революцию в философии желания производит И. Кант, определяющий его в качестве способности, которая своими представлениями служит причиной актуальности объектов их репрезентации.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 138-139.

Понятие: