Социология субъективная

СОЦИОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНАЯ (этико-субъективная школа; этико-социологическая школа; русская социологическая школа) — одно из наиболее значительных и влиятельных течений в социологии России, зародившееся в 1860-е годы, просуществовавшее несколько десятилетий и имевшее большое влияние на теорию и практику социальной жизни. Философскую основу социологии субъективной составляют взгляды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, ряда европейских мыслителей, особенно антропологическая концепция Л. Фейербаха. Самобытное явление в научной и культурной жизни страны, сложившееся в русле позитивизма, социология субъективная была тесно связана с реальными событиями в России, с ее историей и культурными традициями. Идейную основу социологии субъективной составили принципы просветительского крыла народнического движения. Основатели социологии субъективной П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский были видными общественными деятелями, лидерами народнического движения, оказывавшими большое влияние на молодежь. Созданные ими программные труды «Исторические письма» (Лавров) и «Что такое прогресс?» (Михайловский) служили настольными кн. российского студенчества 60—70-х годы 19 века. К социологии субъективной принадлежали также С.Н. Южаков, С.Н. Кривенко, Я.В. Абрамов, В.М. Чернов; ряд основных ее положений разделял Н.И. Кареев.

Главные темы, которые разрабатывались в русле социологии субъективной: предмет социологии, ее структура, функции и задачи; социология теоретическая и практическая; взаимоотношения социологии и истории, социологии и этики; проблема метода; прогресс социальный; нравственный идеал; закономерности и смысл истории; личность и роль интеллигенции в социальном прогрессе. Основу субъективного метода составляет особый смысл, вкладываемый в понятие объекта и предмета социологического исследования: «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». Этим обусловлена специфика субъектно-объектных отношений в сфере социального познания, которая, по мнению представителей социологии субъективной, и требует применения особого метода. Учение о методе оказалось наиболее уязвимой стороной социологии субъективной и объектом особенно острой критики.

Теоретики социологии субъективной первыми в истории отечественной науки сделали центральным понятием теории общества категорию личности и создали оригинальную теорию интеллигенции. Новизна взгляда на общество и человека потребовала введения понятия критически мыслящей личности и переосмысления ряда других понятий, таких, как «солидарность», «разделение труда», «социальный прогресс», «общественный (нравственный) идеал» и т.д. «Формула прогресса» у Лаврова и Михайловского логически вытекает из понятий «солидарность» (Лавров) и «разделение труда» (Михайловский), что определило специфику трактовки этого явления каждым из авторов при наличии у них принципиально единого подхода. Лавров в своих трудах дал детальный анализ исторического процесса. Решая вопрос о движущих силах истории, он обращает особое внимание на механизмы зарождения и развития (усиления или разрушения) солидарности, исследует роль потребностей в движении человечества по пути прогресса. Михайловский исследованиями взаимоотношений героя и толпы, изучением процессов, получивших название «борьба за индивидуальность», наметил новое направление в исследовании личности, обогатив социологию психологическими подходами, сделав важный шаг на пути формирования новой научной дисциплины — социальной психологии. В трудах представителей социологии субъективной, прежде всего Михайловского, дается основательно аргументированная критика органицистских и социал-дарвинистских теорий.

Ряд идей, впервые высказанных теоретиками социологии субъективной: необходимость разграничения естественнонаучных и социальных знаний, ценностный подход к поведению личности и деятельности общества и др. — стали предметом исследований в мировой социологии, прежде всего в трудах социологов и философов неокантианского направления только спустя значительное время.

Социология субъективная сыграла важную роль в общем процессе развития социологии в России, была оппонентом марксистской мысли.

Е.И. Кукушкина

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 483-484.

Литература:

Лавров ПЛ. Философия и соц-я // Избр. произв.: В 2 т. М., 1965; Кукушкина Е.И. Русская соц-я 19 — нач. 20 в. М., 1993; История соц-и. Минск, 1997; Михайловский Н.К. Избр. труды по соц-и: В 2 т. СПб., 1998; Миненков Г.Я. Введение в историю российской соц-и. Минск, 2000.