Один

ОДИН -  [в мифологии германцев] первый и величайший из богов асов, сын великана Бора и Бестлы, дочери великана Бельторна. У Одина есть братья - Вили и Ве. Женат Од (Один) на богине Фриг. От Фриг у Одина сын Бальдр. А от связи с Ринд у Одина сыновья Вали и Видар. Великого бога громовержца Тора считают сыном Одина. Кроме того, Один отец многих богов асов.

Один имеет множество имен: Альфедр (‘Всеотец’), Хар (‘Высокий’), Игг (‘Страшный’), Гримнир (‘Скрывающийся под маской’), Хрофт Херьян (‘Воитель Глава эйнхериев’), Харбард (‘Седая борода’), Хникар (‘Сеятель раздоров’) и иные имена (они приведены в ‘Речах Гримнира’, ‘Старшая Эдда’.]

Один восседает на престоле Хлидскьяльви, стоящем в крытом серебром чертоге Валяскьяльви, или Глядсхейм, в Асгарде. Одину служат вороны - Хугин (‘Думающий’) и Мунин (‘Помнящий’), волки Гери (‘Жадный’) и Фреки (‘Прожорливый’). В Вальхалле Один кормит их мясом.

Одину принадлежит конь о восьми ногах - Слейпнир (‘Скользящий’). Один из сыновей Одина, Хермод, на Слейпнире скачет в Хель, в обитель мертвых.

Один носит синий плащ, а широкополую шляпу глубоко надвигает на единственный глаз. В Вальхалле, в небесной обители мертвых, Одину служит дружина эйнхериев и воинственные валькирии, по воле бога дарующие или отнимающие победу у сражающихся. Не знающее промаха копье Гунгнир - символ военной мощи и магии бога, покровительствующего героям и сеющего раздоры.

Один добыл руны, ради этого бог пронзил себя собственным копьем и девять дней висел под ветвями ясеня Иггдрасиль. Вслед за этим добровольным жертвоприношением Один утолил жажду священным медом и из рук своего деда по матери, великана Бельторна, получил руны - средоточие мудрости. [Это жертвоприношение описано в ‘Речах высокого’, ‘Старшая Эдда’.]

Иное предание повествует о том, что Одина, выдавшегося себя за странника Гримнира, в плен захватил конунг Гейрред. Восемь ночей Одина мучили между двух костров. Но когда юный Агнар дал Одину напиться, Один начал говорить и вынудил Гейрреда упасть на собственный меч.

Предание повествует о поездке Одина в Хель. Там Один пробуждает пророчицу вёльву. У вельвы Один выведал судьбу богов.

Мировое Древо - ясень Иггдрасиль тесно связано с Одином, ибо само имя ясеня означает ‘конь Игга’, а Игг (‘Страшный’) - одно из имен Одина.

Мудрости Одина в немалой степени способствовало обретение им меда поэзии, добытого у великанов.

Один владеет искусством магии, колдовства и заклинаний (гальдр). Одновременно Один - бог поэзии и покровитель поэтов-скальдов.

Один просит совета у головы мудреца Мимира. Один, как можно понять из Прорицания вёльвы, отдал собственный глаз великану Мимиру в обмен на мудрость, заключенную в медовом источнике Мимира. В то же время Мимир пъет мёд из источника, в котором скрыт глаз Одина.

Вещая с “престола тула” (в “Речах высокого”), соревнуясь в мудрости, Один одолел мудрейшего из великанов - Вафтруднира. В конной скачке Один обошел великана Хрунгнира.

Один насмешлив. Ведь именно он подвигает Локи на похищение чудодейственного ожерелья Брисингамен у Фреи. Насмешничает Один и над Тором (“Песни о Харбарде”, “Старшая Эдда”). Вместе с Локи и Хениром Один добывает клад карлика Андвари.

С Одином связывают плодородие. Ведь Один носит кольцо Драупнир (Копающий). Это кольцо порождает себе подобное.

Имя Одина встречается во многих названиях рек, озер и гор Скандинавии.

[Odinn (др. исл.) соответствует Водану (Вотану) континентальных германцев. Од (odr (др. исл.)) - “исступление, поэзия”. Од - муж богини Фрейи, оплакивающей золотыми слезами отсутствие супруга. Представляется весьма вероятным, что Од и Один едины.

Wops (гот.) - “неиствующий”; vates (лат.) - “поэт, провидец”. Многочисленные надписи с именами Одина и Водана относятся к VI - VIII в.

Во “Втором мерзебургском заклинании” (на охромение коня) X в. Водан - носитель магической силы и основная фигура. Павел Диакон (VIII в.) в “Истории лонгобардов” повествует о том, что, собираясь сражаться, винилы и вандалы с просьбой о победе обратились к богам. Винилы просили помощи у Фрии (Фригг), вандалы обратились к Водану. А Водан предрек победу тем, кого первыми увидит. Первыми бог увидел жен винилов, по совету Фрии сделавших из волос бороды (лангобарды - длиннобородые).

В “Речах Гримнира” (“Старшая Эдда”) так же повествуется о споре Одина и Фригг из-за любимцев.

Согласно эпосу о Беовульфе датский королевский род Скьёльдунгов восходит к Скьёлду, сыну Одина.

В “Саге о Вёльсунгах” говорится о том, что Один стоит у истоков легендарного королевского рода Вёльсунгов, к которому принадлежит герой эпоса о Нибелунгах - Сигурд.

Саксон Грамматик (XIII в.) в “Деяниях датчан” Одина и иных германских богов представляет древнейшими королями. Саксон Грамматик, между прочим, пишет, что после измены Фригг Один ушел, а место его временно занял Mythothyn. В ином сюжете место Одина заступил бог Улль.

Короли англосаксов свой род возводят к Водану.

Одина (Водана) сближают с ведическим Варуной. В поздних германских преданиях Одина представляют стоящим во главе Дикой охоты, в которой бог стоит во главе душ мертвых.

Складывается впечатление, что Один был вознесен германцами на небеса, в ветви ясеня Иггдрасиль, от корней Мирового Древа.]

Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 61-62.

Иллюстрация: Эта бронзовая статуэтка, найденная в Лендбю, предположительно изображает Одина.

Понятие: