Панславизм (СИЭ,1967)
ПАНСЛАВИЗМ - общественно-политическое течение, в основе взглядов которого лежало представление о стремлении славянских народов к противопоставлению себя другим народам и к государственному единству с царской Россией. В конце 18 - начале 19 веков, в условиях сравнительно быстрого развития капиталистических отношений и усиления борьбы южных и западных славян против чужеземного ига, у южных и западных славян стала крепнуть тенденция к культурному и политическому сближению между собой и с единственно независимой великой славянской державой - Россией. Подобного рода прогрессивные идеи славянской взаимности развивали деятели чешского национального движения Й. Добровский, П. Шафарик, хорватский политический деятель Л. Гай и связанное с ним движение иллиризма и др. Успехи России в войнах против Турции и в наполеоновских войнах способствовали усилению тяготения к ней со стороны угнетенных Габсбургами и турецкими феодалами славянских народов. У сербского просветителя В. Караджича, черногорского просветителя П. Негоша идея славянской взаимности приобретала ярко выраженный руссофильский характер. В самой России в конце 30-х годов 19 века в работах М. П. Погодина на основе реакционной теории официальной народности были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над другими народами и о предназначении России к гегемонии в славянском мире. Эти же идеи в различных модификациях в 50-60-х годы развивались славянофилами. Решение славянского вопроса на основе распространения власти царизма на все славянские земли одни из них связывали с необходимостью проведения либерально-буржуазных преобразований в России (записка К. С. Аксакова "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. "Русь", 1881, No 26-28), другие (И. С. Аксаков) отстаивали незыблемость самодержавия. Правящие круги России, поощряя панславизм в отдельные периоды, в целом относились к нему лишь терпимо, так как доктрина панславизма большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитические задачи, решавшиеся царизмом. Подавление царизмом польских восстаний 1830-1831 годов, а затем 1863-1864 годов, политика России по отношению к революциям 1848-1849 годов, поражение в Крымской войне 1853-1856 годов благоприятствовали развитию австрославизма. С позиций панславизма резкой критике был подвергнут австрославизм в 50-е годы 19 века Л. Штуром. Между тем подготовка австро-венгерского дуализма 1867 года подорвала позиции австрославизма и вызвала новое оживление панславизма (Славянский съезд 1867 года в Москве), что нашло наиболее значительное выражение в работах В. И. Ламанского и деятельности Славянских комитетов, принявшей особо широкий характер во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Но и в эту пору в силу характерной для него реакционности панславизма был маловлиятельным политическим течением. В конце 19 - начале 20 веков, когда в политике германского империализма все явственнее стали проявляться широкие антиславянские цели, идеологи панславизма стремились представить свою концепцию как средство борьбы против пангерманской опасности. В этом направлении развивал свои взгляды еще в 70-е годы Н. Я. Данилевский. Наиболее полно такая направленность проявилась в выступлениях К. Крамаржа и Р. Дмовского на Славянском съезде 1908 года в Праге. В отличие от панславизма 19 века, центральное место в котором занимала идея гегемонии самодержавной России, неославистские идеи, развивавшиеся после революции 1905-1907 годов, исходили из расчетов на сохранение монархии Габсбургов как возможного барьера против экспансии Германии и как союзника царизма в борьбе против революционного и национально-освободительного движения. Беспочвенность расчетов на сотрудничество царизма с Австро-Венгрией, ставшая очевидной в связи с Боснийским кризисом 1908-1909 годов, лишила Славянский съезд 1910 года в Софии какого-либо значения. К тому же Балканские войны 1912-1913 годов обнажили непримиримость противоречий господствующих классов различных славянских стран. В начале 1-й мировой войны царизм пытался использовать в своих интересах идеи славянской взаимности, возродить панславизм, прикрыть свои грабительские цели в войне призывами к защите "братьев-славян". Во время войны панславизм стал как бы официальной идеологией либеральных кругов русской буржуазии.
Свержение царизма в России, победа Октябрьской социалистической революции 1917 года, нанесшей серьезный удар по всей системе социального и национального гнета, практически положили конец всяким проявлениям панславизма. Однако с этого же времени некоторые реакционные идеологи империализма стали клеветнически утверждать, что панславизм якобы восторжествовал в Советском государстве. Фашистские пропагандисты также пытались придать антиславянский расизму характер борьбы против ими же выдуманной угрозы панславизма. Солидарность славянских народов, окрепшая в годы 2-й мировой войны в борьбе против фашизма, в реакционной публицистике западных стран стала выдаваться за новый панславизм. В западно-германской публицистике послевоенного периода, а равно и в родственной ей публицистике других стран значительное распространение получили фальшивые теории "славянско-советского империализма" как продолжения панславизма.
Реакционной идеологии панславизма с самого ее возникновения противостояли идеи солидарности славянских народов и всех других народов в борьбе против царизма и всех сил реакции. Демократические тенденции в решении славянского вопроса широко дали знать себя еще в деятельности декабристского Общества соединенных славян, а также Кирилло-Мефодиевского общества. Против панславизма выступали либеральные круги славянофилов, западники. Реакционность панславизма разоблачали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Маркович и др. Непримиримую борьбу против панславизма вели К. Маркс и Ф. Энгельс. В рабочем классе славянских стран панславизм никаким влиянием никогда не пользовался.
А. Я. Манусевич. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Литература:
Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 329-30 (т. 21, с. 287-89); Погодин М. П., Собр. статей, писем и речей по поводу слав. вопроса, М., 1878; Аксаков И. С., Слав. вопрос 1860-1886, М., 1886; Первольф И., Славяне, их взаимные отношения и связи, т. 1-3, Варшава, 1886-93; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Vrba R., Russland und Panslavismus, Bd 1-2, Prag, 1913; Renouvin P., L'idée de Fédération Européenne dans la pensée politique du XIX siècle, Oxf., 1949; Kohn Н., Die Slawen und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus, W.-Münch., 1956; Petrovich M. В., The emergence of Russian panslavism. 1856-1870, N. Y., 1956; Erickson J., Panslavism, L., 1964.