Социология радикальная

СОЦИОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНАЯ - направление в западной социологии, близкое к неомарксизму, теоретическое обосновывающее необходимость радикальной замены индустриальной (капиталистической) общественной системы на более прогрессивное, рациональное и гуманное общество. Социология радикальная оказала значительное влияние на идеологию «новых социальных движений».

Частично истоки социологии радикальной — в марксистском положении о преходящем характере господствующих в современном обществе капиталистических отношений. Предшественниками социологии радикальной являются также Т. Веблен, отмечавший возрастание роли науки и техники в начале 20 века и необходимость перехода контроля над процессами промышленного производства и распределения от собственников к управленцам и технической интеллигенции, а также Л. Корей, утверждавший, что в 1930-х годах научно-техническая интеллигенция и управленцы стали передовым «новым средним классом», расслаивающимся на пауперизирующееся большинство и благополучное меньшинство. Социология радикальная и «новые социальные движения» интеллигенции развивались одновременно, оказывая друг на друга взаимное влияние. В числе видных представителей социологии радикальной в период движения «новых левых» были Р. Миллс, Э. Гоулднер и др. Миллс выдвинул «критическую теорию», осуждающую своекорыстие «властвующей элиты» и «иррациональность» современного капитализма. Надежду на гуманизацию общества, способную преодолеть отчуждение личности, он связывал с радикальной гуманитарной интеллигенцией и молодежью. Гоулднер связывал перспективу коренного преобразования общества с «новым классом», включающим и техническую, и гуманитарную интеллигенцию, а также менеджеров. Из представителей социологии радикальной периода «новых демократических движений» следует выделить А. Горца, который полагал, что в капиталистических странах (включающих и страны «реального социализма») существует конфликт между ожиданиями самореализации личности и индустриальной системой, настроенной на максимизацию производительности, разрушающей природную, социальную и культурную среду; что роль субъекта освобождения перешла от рабочего класса к интеллигенции, что в постиндустриальном социалистическом обществе духовные ценности сменят экономические. Тогда основной заботой станет развитие личности внутри самоуправляющихся коммун, где творческий труд будет создавать не меновые, а потребительные стоимости, а коллективные отношения приведут к прямой демократии в обществе. К социологии радикальной следует отнести также представителей социологии «экологического социализма». Т. Эберманн и Р. Трамперт, например, исходя из необходимости создания благоприятной для человека среды, предлагают радикальные изменения общественных отношений: переориентировку производства с прибыли на потребительные стоимости, замену представительной буржуазной демократии — прямой, индустриальной идеологии с идеей роста производства — на идеологию самореализации творческих способностей личности в коллективном труде свободных ассоциаций. Они выступают за ликвидацию частной собственности и власти буржуазии через осуществление власти трудящихся и воспитание экологического сознания. В целом для социологии радикальной характерна резкая критика буржуазного общества, признание марксизма в качестве инструмента познания раннего капитализма и его недостаточности для объяснения современных общественных отношений. В социологии радикальной прослеживается развитие сознания интеллигенции: попытки разобраться в процессах современного общественнго развития, осознать свою роль, создать модель будущего общества. Тем не менее социологии радикальной пока не удалось выйти за рамки индустриальных отношений, осознать ведущую роль интеллектуального производства.

H.T. Кремлёв

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 477-478.

Литература:

Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; Новые направления в социол. теории. М., 1978; История соц-и в Зап. Европе и США. М., 1999; Gouldner A.W. The Future Intellectuals and the Rise of the New Class. N.Y., 1979; Gorz A. Les Chemin du Paradis. P., 1983; Ebermann Т., Trampert R. Die Zukunft der Grunen. Hamburg, 1985; Gorz A. Eine neudefenition des Sozialismus // Die Neue Gesellschaft. Frankfuter Hefte. 37 Jg., 1990. No. 6.