Диггеры (СИЭ, 1964)
ДИГГЕРЫ (англ. digger, букв. - копатель) - представители крайне левого крыла революционной демократии в английской буржуазной революции 17 века, выражавшие интересы и идеологию деревенской и городской бедноты, особенно безземельных и малоземельных крестьян (коттеров, мелких копигольдеров), разорявшихся в ходе аграрного переворота и подвергавшихся как феодальной, так и капиталистической эксплуатации. Впервые название «диггеры» появилось в ходе крестьянского восстания в Центральной Англии 1607 года, направленного против огораживаний, но как идеологическое и социально-политическое течение диггеры оформились в ходе революции - на ее буржуазно-демократическом этапе (1647-1649). Являясь первоначально составной частью движения левеллеров, диггеры, по мере выявления буржуазной сущности левеллерской демократии (прежде всего в аграрном вопросе, в вопросе об отношении к собственности), отделились от него (назвав себя "истинными левеллерами"). Диггеры устами своего идеолога Дж. Уинстэнли провозгласили идеал "свободной республики" (Free Commonwealth), каким он рисовался самым обездоленным слоям английского народа. На знамени этой республики должно было быть начертано: "земля - общая сокровищница для всех детей ее", "уничтожение частной собственности", "работайте вместе и вместо ешьте свой хлеб". Это должна была быть "социальная республика", не знающая купли-продажи, наемного труда, эксплуатации человека человеком. Так в 1649 году, на вершине английской буржуазной революции, о себе заявил социальный слой, представлявший предтечу современного пролетариата. Примитивизм его социалистического идеала, отмеченного чертами крестьянской "уравниловки" - раздела всех благ поровну - не может не бросаться в глаза. Удивления заслуживает не его историческая ограниченность, а прозрение идеологами диггеров условий грядущего - подлинного освобождения человека от всех форм социального порабощения - идеала коллективной собственности и коллективного труда.
Вместе с тем в своеобразных условиях английской революции (союза буржуазии не с крестьянством, а с его классовым врагом - новым дворянством) диггеры были носителями единственной подлинно революционной крестьянско-плебейской аграрной программы, потребовав отмены копигольда и власти манориальных лордов над землей, возвращения общинных земель в общее пользование, выступив за полное уничтожение феодального землевладения и в конечном счете - за уничтожение частной собственности на землю, т. е. за самую радикальную ломку существовавших аграрных отношений. В условиях далеко зашедшей дифференциации английского крестьянства требования диггеров не смогли стать основой массового движения в деревне. Кроме того, отвергая насилие как средство достижения своих целей и возлагая всю надежду на "внутреннее просветление" своих врагов, которые якобы "добровольно" присоединятся к ним, диггеры обнаружили не только утопичность своих идеалов, но и заранее обрекли движение на неудачу. Организованная Уинстэнли и его сторонниками (У. Эверардом и др.) "коммунистическая" колония близ Кобема (графство Суррей), занимавшаяся коллективным возделыванием общинной пустоши (на холме Св. Георгия) и долженствовавшая послужить вдохновляющим примером для всей Англии (у них нашлись последователи в графствах Бакингемшир, Кент и Нортгемптоншир), просуществовала всего лишь год (1649-1650). Судебные преследования, штрафы, уничтожение их посевов, инвентаря (наемниками лорда манора и зажиточными фригольдерами) и прямое физическое насилие по отношению к жившим на пустоши колонистам (на помощь лорду поспешили и части армии Кромвеля) в конечном счете сломили диггеров и они рассеялись.
Однако огромная социально-политическая роль движения диггеров в развитии революции и его непреходящее историческое значение заключалось в сочетании в идеологии диггеров примитивно-коммунистических и общедемократических устремлений, в неразрывности этой связи; именно потому, что коммунистические чаяния возвысили диггеров над уровнем повседневных требований народных низов, диггеры смогли стать самыми радикальными поборниками интересов этих масс в ходе буржуазной революции.
Буржуазная историческая наука на протяжении столетий замалчивала движение диггеров. Устами своего корифея С. Р. Гардинера она его "высмеяла", назвав фантазией нескольких "психически неуравновешенных" бедняков. Со времени Эд. Бернштейна - "первооткрывателя" диггеров, в историографии наметились две линии: модернизаторская - рисующая диггеров чуть ли не предтечами марксизма, и вторая - уводящая это движение к "евангельским заветам" с тем, чтобы лишить его реально-исторических корней. В марксистской историографии движение диггеров впервые поставлено в связь с ходом самой революции, с ее основными задачами, и тем самым вскрыты его историческая закономерность и значение.
М. А. Барг. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
Литература:
Английская буржуазная революция XVII века, т. 1-2, М., 1954 (имеется библ.); Волгин В. П., Диггеры и Уинстенли, в кн.: Дж. Уинстенли. Избранные памфлеты, пер. с англ., М.-Л., 1950; Стальный В., Уинстенли - идеолог коммунизма в великой английской революции, "Известия АН СССР", серия VII, No 1, 1935; Барг М. A., К вопросу о социальной идеологии диггеров, "ННИ", 1960, No 4; См. также лит. к ст. Уинстэнли.