Свободомыслие в России
СВОБОДОМЫСЛИЕ В РОССИИ (российское вольнодумство) — феномен духовной жизни, связанный с критическим отношением к религии и церкви. Нередко сочеталось с политическим свободомыслием. Свободомыслие явилось отражением социальной и духовной неоднородности российского общества. Проявлялось в форме антиклерикализма, богоборчества, индифферентизма, скептицизма по отношению к религии, ересей, рационализма, материализма, атеизма. Вольнодумные сочинения русских мыслителей в значительной мере отражали стихийное свободомыслие народных масс. Элементы последнего в культуре российских народов содержатся в фольклоре, летописях, в произведениях литературы и искусства, в сочинениях естествоиспытателей, историков, философов, публицистов, в еретических учениях и пр. Свободомыслие в России возникло и развивалось как оппозиция Православной церкви, с самого начала служившей интересам правящих слоев. В Древней Руси первыми более или менее оформленными вольнодумными учениями были новгородско-псковская (14 век) и новгородско-московская (15 век) ереси, отразившие настроения посадских людей, части духовенства и крестьянства. Обличение еретиками пороков духовенства, непризнание церк. иерархии, учения о троичности Бога и пр. нашли свое развитие в ересях Матвея Башкина и Феодосия Косого (16 век) — последний призывал не повиноваться "властям и попам", провозгласив "новое учение", имевшее антифеодальную направленность.
По мере социального и культурного развития России свободомыслие укрепляло позиции в духовной сфере; степень критичности в отношении церкви и религии возрастала. Уже в 17 веке сфера свободомыслия расширяется; культура приобретает во многом светский характер: формируется идея самоценности человека, эстетический подход к иконе, получают развитие жанр портрета, гражд. зодчество, народная сатира и пр. При Петре I, стремившемся в интересах самодержавия ослабить церковь, вольнодумство проявлялось не только в "ученой дружине" (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и др.), но и среди горожан — торговцев и ремесленников, зарождающейся интеллигенции. Первая работа о происхождении религии с позиций вольнодумства написана Д. С. Аничковым. На развитие свободомыслия в России большое влияние оказал М. В. Ломоносов, открывший своим творчеством перспективу высокой духовности вне религии и церкви; одновременно он выступил с критикой правосл. обрядов и обычаев. Глубоким патриотизмом проникнуто творчество А. Н. Радищева, соединившего антиклерикальное свободомыслие с политическим: он выступил против крепостничества, угнетения народа, против самодержавия, идущего в одной связке с церковью. Вызванное к жизни глубинными изменениями в экономической политике свободомыслие в России восприняло идеи европейской просветительской мысли: Вольтера, Монтескье, Дидро, Гольбаха, а в 19 веке также идеи Л. Фейербаха, И. Канта, Г. Бюхнера, К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Бланки, утопических социалистов и др.
Российское свободомыслие 19 века, получившее импульс от восстаний и революций в Европе, питалось, однако, потребностью народов России в освобождении от крепостничества, угнетения, самодержавия. Кровная заинтересованность в судьбах обездоленных побудила революционных демократов-просветителей к обдуманной и основательной критике идеологического оплота самодержавия — церкви. Среди них были русские (М. В. Петрашевский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И: Писарев, Н. П. Огарев, А. И. Герцен), украинцы (Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко), белорусы (К. С. Калиновский, Ф. Богушевич), азербайджанцы (М. Ф. Ахундов), армяне (М. Л. Налбандян), грузины (И. Г. Чавчавадзе) и мн. др. Существенный вклад в критику религии и церкви внесли революционные народники М. А. Бакунин, В. В. Берви-Флеровский, П. Н. Ткачев, П. Л. Лавров. С большой силой свободомыслие проявилось в художественной культуре России 19—20 вв. С критикой религии была связана борьба за свободу вероисповеданий, за свободу совести. В 19 веке вольнодумство захватило самые разные слои населения: демократическую интеллигенцию, крестьян, дворян, духовенство, рабочих. Во второй половине 19 — начале 20 века начинается теоретико-критическое осмысление религии и свободомыслия с позиций марксизма (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.). Исследовательский интерес к свободомыслию в России во многом был обусловлен ростом стихийного вольнодумства, неверия, антиклерикализма, ростом просвещенности рабочего класса, стремившегося овладеть начатками мировой культуры, основами социализма, естественнонаучными знаниями, а также ожиданием надвигавшейся революции, разразившейся в 1905—1906 годы и в ходе первой мировой войны — в 1917 году. После Октябрьской революции росту стихийного и сознательного свободомыслия среди трудящихся России способствовали декреты советской власти, направленные на национализацию церк. и монастырских земель и имущества, отделение церкви от государства и школы от церкви, культурное просвещение масс, наконец, переведение антирелигиозные стихии в организованные формы под эгидой государства. Антирелигиозная пропаганда нередко принимала нецивилизованные формы. В 1925 году был создан Союз безбожников, получивший в 1929 году название Союз воинствующих безбожников (СВБ), во главе которого вплоть до его роспуска в 1941 году стоял Е. Ярославский. Задачей СВБ было соединение антирелигиозной работы с культурным просвещением масс и борьбой за социализм. Решению ее способствовали государственные и культурные учреждения и общественные организации. Издавались газета и журнал "Безбожник", журналы "Атеист", "Антирелигиозник" и др. Разрабатывалась теория и история свободомыслия. В послереволюционные годы были изданы сочинения французских просветителей, И. Дицгена, Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Шиллера, Т. Гоббса, Сирано де Бержерака, Эразма Роттердамского, а также российских атеистов. Историю атеизма исследовали А. Т. Лукачевский, И. К. Луппол, Я. С. Лурье, А. М. Деборин и особенно И. П. Вороницын (История атеизма. М., 1930).
Исследования по проблемам атеизма и свободомыслия продолжались и в послевоенные годы. Разрабатывалась история зарубежного свободомыслия — как в трудах религиоведов, так и в трудах историков, историков философии, среди которых следует отметить В. Н. Кузнецова, В. В. Соколова, А. М. Каримского, Б. В. Мееровского, А. X. Горфункеля, В. И. Рутенбурга, Л. М. Баткина, М. М. Смирина, И. М. Кичановой, 3. А. Тажуризиной, М. М. Шахновича, X. М. Момджяна и др.
Свободомыслие в России исследовали ученые А. И. Володин, Ф. Г. Никитина, Л. А. Коган, Б. Н. Коновалов, А. Д. Сухов, Б. М. Шахматов, А. И. Клибанов, А. А. Зимин, Л. И. Емелях, М. М. Персии, Я. Я. Кожурин, А. А. Шамаро и много других. Большую работу по выпуску историко-атеистической литературы вел Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС. С 1968 он издавал серию "Научно-атеистическая библиотека". Были изданы сборники, содержащие работы (или фрагменты из них) зарубежных свободомыслящих (К. Маркса и Ф. Энгельса, П. Б. Шелли, Б. Фонтенеля и др.) и главным образом отечественных (А. Н. Радищева и декабристов, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, петрашевцев, П. Л. Лаврова, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. В. Луначарского и др.). Исследовательский материал, освещающий проблемы свободомыслия в стране и за рубежом, содержится во мн. выпусках "Вопросов научного атеизма" ("ВНА"), издававшихся Институтом научного атеизма с 1966 года. Таким образом "ВНА" продолжили традиции "Вопросов истории религии и атеизма", издававшихся сектором истории религии и атеизма Института истории АН СССР (1950—1964). В пропаганде истории свободомыслия большую роль сыграло Издательство политической литературы, на протяжении ряда лет знакомившее читателей со взглядами французских материалистов, Б. Рассела, Ф. Ницше, Э. Фромма и др. Немало сведений о свободомыслии в России содержат сборники трудов Ленинградского Государственного музея истории религии и атеизма. В издательстве "Мысль" выходили труды вольнодумцев и атеистов Ф. М. Вольтера, К. А. Гельвеция. Ж. О. де Ламетри, П. Гольбаха, Д. Дидро, П. Бейля, английских материалистов 18 веке. С середины 80-х годов поле свободомыслия в России стало постепенно сужаться в результате социальных потрясений и политики властей, направленной на поддержку религ. возрождения в стране. Литература по истории свободомыслия не издается. Значительная часть творческой интеллигенции заняла религиозные позиции.
Однако традиции свободомыслия в России не исчезли. Часть интеллигенции (главным образом вузовской) консолидировалась в Русское гуманистическое общество, юридически оформленное в мае 1995 года. Создатель и руководитель общества — профессор МГУ В. А. Кувакин. Общество издает ежеквартальный "журнал скептиков, оптимистов и гуманистов" — "Здравый смысл".
3. А. Тажуризина
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 465-469.