Военная оппозиция

«ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ», группа делегатов 8-го съезда РКП(б) (март 1919), выступившая против линии ЦК партии в военном строительстве. Ядро «Военной оппозиции» — бывшие «левые коммунисты». В условиях военной интервенции и Гражданской войны партия пересмотрела программное положение о замене постоянной армии буржуазно-помещичьего государства добровольным всеобщим вооружением народа (милицией). Уже первый опыт вооружённой борьбы показал, что для победы над хорошо организованными войсками внешней и внутренней контрреволюции Советскому государству необходимо иметь регулярную кадровую, хорошо обученную, строго дисциплинированную армию с централизованным управлением. Партия взяла курс на создание такой классовой рабоче-крестьянской армии. Левин говорил: «Вопрос о строении Красной Армии был совершенно новый, он совершенно не ставился даже теоретически» (ПСС, т. 38, с. 137). Часть партийных работников не могла преодолеть прежние представления о вооруженных силах победившей революции, например, что революционная армия не нуждается в других средствах укрепления дисциплины, кроме сознательности и преданности идеалам революции, выступала за выборность командного состава, сохранение партизанских методов управления армией и ведения войны, против установления строгой воинской дисциплины, использования старых военных специалистов, предлагала расширить права партийных ячеек в армии, предоставить им контроль над всей армейской работой. Выявившиеся в предсъездовской дискуссии различные точки зрения по отдельным вопросам военной политики, некоторые возражения против линии ЦК и критические замечания в адрес руководства военным ведомством вылились на 8-м съезде в «Военную оппозицию». Её активными представителями были В. М. Смирнов, Г. И. Сафаров, Г. Л. Пятаков; в ней также участвовали А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, Ф. И. Голошёкин, Р.С. Самойлова (Землячка), С. К. Минин, А, Ф. Мясников, М. Л. Рухимович, В. Г. Сорин, Н. Г. Толмачёв, Е. М. Ярославский и др.

ЦК РКП(б) утвердил тезисы доклада по военному вопросу, с которыми 20 марта на съезде выступил Г. Я. Сокольников. В докладе обосновывались принципы и методы строительства регулярной, централизованной, дисциплинированной Красной Армии; анализировались основные вопросы, вокруг которых возникли споры и разногласия: 1) о военных специалистах; 2) о выборности командного состава; 3) о формах организации коммунистов и правах коммунистических ячеек в армии. Отмечалось, что выступления «Военной оппозиции» против использования бывших офицеров в Красной Армии аналогичны требованию «левых коммунистов» не привлекать инженеров на фабрики и заводы; подчёркивалось, что отказывать пролетарской диктатуре в праве назначать командный состав Красной Армии — значит выражать недоверие Советской власти. ЦК считал, что партийные ячейки не должны вмешиваться в вопросы управления армией, но вместе с тем, оказывая поддержку военным комиссарам, обязаны неуклонно проводить политику партии.

С содокладом от «Военной оппозиции» выступил Смирнов. Он утверждал, что военным специалистам нельзя доверять командных постов и давать право единолично решать оперативные вопросы, что их функции должны иметь лишь совещательный характер. Он выступил против твёрдой дисциплины, закреплённой Уставом внутренней службы Красной Армии, видя в этом «пережитки самодержавно-крепостнического порядка». Прения развернулись в военной секции съезда. В «Военной оппозиции» не было единства, некоторые её участники по ряду вопросов выражали точку зрения ЦК. В ходе обсуждения критиковались недостатки в работе центральных военных учреждений, деятельность пред. РВСР Л. Д. Троцкого, пренебрегавшего партийным руководством в армии, пытавшегося свести на нет роль партийных организаций и военных комиссаров, слепо доверявшего военным специалистам. Делегаты выступали против мобилизаций в армию без классового отбора, что приводило к политической неустойчивости некоторых частей. 21 марта военный вопрос обсуждался на закрытом заседании съезда. Вначале бы, заслушан доклад о военном положении страны члена РВСР С. И. Аралова. Он сообщил, в частности, что Красной Армии не достаёт около 60% военных специалистов, в результате чего сильно снижается её боеспособность. О работе военной секции доложил Ярославский. В прениях от «Военной оппозиции» выступили Ворошилов, Сафаров, Смирнов, Голощёкин и другие, против «Военной оппозиции» — Ленин Сокольников, И. В. Сталин, А. И. Окулов.

Ленин отвёл утверждение «Военной оппозиции», будто бы ЦК партии считает, что в военной области всё обстоит благополучно, что ЦК не руководит военным ведомством; подчеркнул, что ЦК принимает по важнейшим военным вопросам соответствующие постановления и контролирует проведение их в жизнь. Большое внимание Ленин уделил вопросу привлечения военных специалистов. На примере обороны Царицына в 1918 году он показал, что ошибки командования 10-й Армии, состоявшие в пренебрежительном отношении к военным специалистам, в отсутствии борьбы с партизанщиной, привели к большим потерям. Без железной дисциплины, говорил Ленин не может быть могущественной Красной Армии, особенно в такой крестбянской стране как Россия. Он показал, что борьба за укрепление воинской дисциплины является одной из главных задач комиссаров, политработников и партийных организаций. Ленин подчёркивал значение пролетарского ядра Красной Армии, командиров, военных комиссаров, партийно-политического аппарата в военном обучении и политическом воспитании войск.

За резолюцию ЦК было подано 174 голоса, за резолюцию «Военной оппозиции» — 95. Итоги голосования не удовлетворили съезд и 22 марта он избрал согласительную комиссию: от меньшинства — Ярославский, Сафаров, от большинства — Сталин, Г. Е. Зиновьев, Б. П. Позерн. 23 марта Ярославский доложил съезду что комиссия пришла к единогласному решению, внеся в принятые съездом за основу тезисы поправки и дополнения. Резолюция по военному вопросу при вторичном голосовании была принята съездом единогласно (при одном воздержавшемся). «Военная оппозиция» прекратила существование. Съезд полностью одобрил ленинскую политику в военном вопросе, обоснованную в теоретической части принятой съездом Программы РКП(б) и в резолюции «По военному вопросу». В ней, в частности говорилось о необходимости улучшения работы центральных военных органов и о созыве периодических совещаний партийных работников фронта. Это было направлено главным образом против Троцкого и пленум ЦК на первом после съезда заседании дал ему соответствующие указания.

Использованы материалы изд.: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983, с. 98.