Социология понимающая

СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ - одно из направлений в социологии, возникшее на рубеже 19—20 веков в Германии. Название подчеркивает принципиальное отличие подхода данной школы от возникшей примерно в то же время школы формальной социологии (Г. Зиммель, Ф. Тённис). Последняя стремилась полностью встать на методологические позиции естествознания, отрицая принципиальные различия предмета и метода социологии от подхода естественных наук. В противовес этому социология понимающая видела коренное отличие знания социального в активной роли сознания, присущего социуму, в познании и в других видах деятельности. М. Вебер наряду с В. Дильтеем явился основоположником социологии понимающей и вытекающей из нее теории действия социального. Совместно с Г. Риккертом и Дильтеем Вебер разрабатывал концепцию идеальных типов, определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала. Эта концепция служила методологическим обоснованием научного плюрализма в социологии. Главное внимание социология понимающая обращает на анализ значимых, смысловых моментов социальной жизни. Исходя из того что общество конституируется индивидами в их духовном бытии, для его изучения социология понимающая разрабатывает специфический метод познания в общественных науках. Понимание, прямое постижение в нем противостоит непрямому, выводному знанию, объяснению. Из социологии понимающей возникла культурно-историческая герменевтика — искусство методологического толкования, которую в дальнейшем развивали в философии М. Хайдеггер, X. Гадамер.

Одно из центральных понятий социологии понимающей — действие социальное введено Вебером и означает простейшую единицу социальной деятельности. Действие индивида сознательно ориентировано на прошлое, настоящее или будущее поведение других людей. Предметом социологического исследования, по Веберу, является действие с субъективно понимаемым смыслом. Социология должна быть понимающей, поскольку действие индивида осмысленно. Утверждая, что «смысл» трансцендентен сфере реально-психического переживания, Вебер примыкает в этом отношении к неокантианской трактовке в духе Риккерта. Социальное действие у Вебера становится таковым при наличии следующих условий: если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью; если оно соотносится с поведением других людей. Доминанта социального действия — сознательная ориентация действующего индивида на то, как на его действие отреагируют своим поведением другие люди, на взаимодействие с которыми он рассчитывает. При анализе социального действия важно понятие «ожидание», современный социологический термин — «экспектация». Нет ожидания и осознанности этого ожидания — нет и действия.

Вебер выделял следующие основные типы социальных действий: целерациональное действие; ценностно-рациональное действие; действие аффективное; традиционное действие. Все типы социального действия, с точки зрения методологии, по своему характеру являются идеальными типами. Идеальные типы есть некоторые обобщения, с помощью которых исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты. Вебер предлагает следующую примерную классификацию идеальных типов: 1) более или менее приближенно достигнутый правильный тип; 2) целенаправленно ориентированный тип; 3) действие, более или менее сознательное и более или менее однозначно целерационально ориентированное; 4) действие ориентированное, не целенаправленное, но понятное по своему смыслу; 5) действие по смыслу более или менее понятно ориентированное, однако нарушаемое более или менее сильно вторжением непонятных элементов; и, наконец, 6) совершенно непонятные психологические или физические факты в человеке и связанные с ним.

Идеальный тип, по Веберу, — это чистая модель целенаправленного действия, методологическое средство социального и исторического исследования. Идеальный тип — заведомое упрощение и идеализация социального явлений для систематизации эмпирического материала, его сопоставления, изучения. Чем резче и точнее идеальный тип сконструирован, являясь, таким образом, более абстрактным и нереалистичным (weltfremder) в этом смысле, тем лучше он способен выполнить методологические функции в формулировании классификации терминологии, в формировании типологий и гипотез.

Идеальный тип — это предельные понятия, с которыми сравнивается социальная реальность, для того чтобы выявить в ней существенные моменты, например, для научного анализа удобно рассматривать все иррациональные, аффективные элементы поведения как факторы отклонения от концептуально чистого типа рационального действия. Различие между действительным ходом поведения и его идеально-типичной конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, которые определяют существующую ситуацию. Примерами идеальных типов, по Веберу, являются: хомо экономикус, ремесло, капитализм, церковь, секта, христианство, средневековая урбанистическая экономика. Это — термины, которые используются как средство для описания индивидуальных исторических формаций. Хотя идеальные типы — это логические конструкции, но они не являются чисто произвольными. Эти конструкции не должны противоречить уже добытому научному знанию, и в них должна быть показана и доказана причинная связь элементов, вводимых в идеальный тип, с другими его элементами. Чистыми, идеальными типами господства, которые проанализировал Вебер, являются харизматический, патриархальный и рациональный. При изучении истории общества созданный исследователем идеальный тип является средством получения знания, но не самоцелью, а при социологическом анализе, где самостоятельную ценность приобретают классификация, типология, дело уже обстоит несколько иначе.

Немецкий социолог Г. Фрайер отмечал, что идеальный тип противостоит как индивидуализирующему, так и обобщающему способам мышления, так как он, с одной стороны, указывает, что есть характерного в индивидуальном, и с др. — обращается только к типичному посредством обобщения, а не к общей значимости законов. Акцент на сознательность, рациональную осмысленность помогает Веберу ограничить свою социологии понимающую, ориентированную на рациональное постижение осознанного человеком действия как причины соответствующего действия другого, от «массовой психологии» Г. Лебона и социологии подражания Г. Тарда, а также от социологической ориентации, усматривающих специфику социологии в изучении социальной реальности, формирующейся «за спиной» индивидуального сознания личности, так что человек с его духовным миром есть только следствие социальных процессов, а не их причина.

В. П. Култыгин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 472-474.

Литература:

Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Киев, 1904; Он же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Он же. Избр. Образ об-ва. М., 1994; Култыгин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. М., 2006; Rickert Н. Die Probleme der Geschichtsphilosophie. 3 Aufl. В., 1924; Weber M. Gesammelte Ausgabe zu Soziologie und Sozialpolitik. Tub., 1924; Idem. The Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947; Idem. Gesammelte Ausgabe zur Wissenschaftsleh- re. Tub., 1951; Idem. Staatssoziologie. В., 1956.