Синергизм (Маслин, 2014)

СИНЕРГИЗМ (от греч. synergeia - содействие, соучастие) - восходящее к апологетам и отцам церкви учение о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием благодати Святого Духа. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32) - евангелистская основа синергизма. На Руси это учение, начиная с митрополита Илариона, получило распространение прежде всего как ключевой фактор внутреннего духовного просвещения, который обуславливал онтологическое обожение человека - согласно Богочеловеческой природе Христа. В рамках православной философии синергизм приобрел логико-гносеологическое значение. Московский митрополит Платон (Левшин) и его школа претворили синергизм в принцип «крестной» антиномической достаточности при анагогическом познании Бога (см. Анагогия). Тем самым была «оттенена» идея трансцендентной «свободности» Бога, по образу и подобию которой полагалась и сугубо внутренняя свобода человека. Славянофилы, особенно в лице А. С. Хомякова, развили антиномические черты синергизма, подчеркнув его православную особенность. Много русских писатели приняли духовный аристократизм «тайной» (Пушкин, А. Блок), т. е. сугубо внутренней и синергической, свободы человека за кардинальный принцип художественного творчества. В 1-й половине XX века усилилось гносеологическое осмысление С. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, Бердяев, Булгаков, Франк, Н. А. Васильев, Эрн заложили фундамент антиномической, или «воображаемой» (Васильев), логики. Но так как она базировалась на синергической событийности Бога и человека, то синергизм стал источником развития и собственно анагогии с ее цельным «вчувствованием в сокровенный духовный смысл» бытия (например, в творчестве Булгакова и И. А. Ильина). Отсюда наметились пути для создания целостных метафизических построений, допускающих трансцендентную свободу Бога и, как следствие, «религиозную автономию» (Ильин) человеческого духа (например, в творчестве Розанова, Е. Н. Трубецкого, Булгакова, Ильина, Франка, Карсавина).

П. В. Калитин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 565.

Литература:

Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1991-1992; Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1992; Розанов В. В. Мимолетное. 1914 г. 1915 г. М., 20 И; Франк С. Л. Соч. М„ 1990; Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Соч. М., 1990. Т. 2. С. 329-333; Тареев М. М. Философия жизни. Сергиев Посад, 1916; Капитин П. В. Уравнение русской идеи. М., 2002 (2006).

Понятие: