Свидетели Иеговы (Мчедлов, 1999)

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ — последователи созданного в 1872 году Ч. Т. Расселом в США Международного общества исследователей Библии. Название "Свидетели Иеговы" (с 1931) основывается на толковании 10-го стиха 43-й главы книги Исаии: «А Мои свидетели, говорит Господь...» В мире насчитывается свыше 5 млн последователей Свидетелей Иеговы, проживающих в 232 странах и островных территориях (1996). Всемирная деятельность Свидетелей Иеговы направляется Руководящим советом, штаб-квартира находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Единственным источником вероучения признается Библия. Подлинным, не искаженным переводчиками и теологами считается и почитается личное имя Бога — Иегова. Только Иегова является Всемогущим Богом, Творцом неба и земли; Иисус Христос — Его первое творение, единородный сын и подчинен Богу. Христос умер не на кресте, а на столбе. Святой дух понимается как невидимая действующая сила Бога. Душа не бессмертна. Ад понимается, как общая могила человечества, а не место, для вечного мучения, Из христианских праздников признается и соблюдается лишь Вечеря воспоминания о смерти Иисуса Христа, поскольку Спаситель, по Библии, завещал отмечать лишь это событие. По вероучению Свидетелей Иеговы, в 1914 году закончились "времена язычников" и Иисус Христос, начал, незримо править как царь Небесного царства. К этому Небесному царству принадлежат 144 000 царей, собирание которых началось со времен апостолов. Большинство из них находятся уже на небе, но некоторые еще живут на земле, содействуя небесному правительству. В приближающейся битве Армагеддон Иегова разрушит нынешнюю злую систему вещей и противящиеся законам Бога погибнут. Согласно более позднему толкованию (1923), праведники, не отобранные для пребывания в Небесном царстве, также приобретают благоволение Бога и переживут Армагеддон. В толковании 1935 года перспектива пережить "великую скорбь" и достичь вечной жизни на земле распространена на миллионы людей разных поколений и народов.

Современная история Свидетелей Иеговы в России началась более 100 лет назад. В феврале 1887 года в главном издании Свидетелей Иеговы — журнале "Сторожевая Башня" было опубликовано письмо, адресованное Ч. Т. Расселу. В нем сообщалось о посылке экземпляра журнала "по почте в разные места, даже в Россию". В 1891 году Рассел совершил поездку в Россию, где он встречался с верующими, выступал с проповедями. Наибольшую известность в конце 19 века получила миссионерская деятельность Семиона Козлицкого, возвратившегося в 1891 году в Россию после интенсивного изучения вероучения Свидетелей Иеговы. После февральской революции 1917 года в различных частях России возникают группы и собрания Исследователей Библии, налаживается распространение "Сторожевой Башни". Во время второй мировой войны немало выходцев из России, находившихся в нацистских концентрационных лагерях, принимали вероучение Свидетелей Иеговы. В 1949 и 1951 годы Свидетели Иеговы подвергались в Советском Союзе преследованиям, лишениям свободы, ссылкам. В конце 80-х годов они получили возможность свободно исповедовать и распространять вероучение, проводить собрания. В 1990 году произошло официальное признание Свидетелей Иеговы — 27 марта этого года был зарегистрирован "Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР". 11 декабря 1992 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Свидетелей Иеговы как религиозное объединение. Российские Свидетели Иеговы объединены в филиал, возглавляемый комитетом. Филиал включает в себя области, разделяемые, в свою очередь, на районы. В каждом районе насчитывается около 20 собраний, численностью до 200 человек. Собрания проходят в Залах Царства — помещениях, построенных или арендуемых Свидетелями Иеговы. Признанными членами собрания считаются принявшие водное крещение. Собрания Свидетелей Иеговы проходят три раза в неделю. Еженедельно проводятся занятия в школе проповеднического служения. Организуются конгрессы: районные — дважды в год, областные — раз в год. Проводятся также международные конгрессы (в Москве — в 1993 году, в Санкт-Петербурге — в 1992 году). Все последователи Свидетелей Иеговы являются проповедниками-возвещателями. В зависимости от объема выполняемых обязанностей (проповедование и обучение) последователи учения Свидетелей Иеговы называются подсобными, общими и специальными пионерами. После пятимесячного обучения наиболее подготовленные пионеры направляются на миссионерскую работу в другие страны.

У Свидетелей Иеговы нет профессиональных священнослужителей. Все виды служения выполняются безвозмездно. Старейшинами, или надзирателями, назначаются мужчины, имеющие опыт в изучении и проповедовании Библии; им помогают служебные помощники. Разъездными надзирателями (районными и областными) являются служители, целиком занятые исполнением своих обязанностей. Они осуществляют руководство собраниями на территории области и района, выступают с проповедями, оказывают помощь старейшинам и верующим. Общая численность Свидетелей Иеговы в России около 100 тысяч человек (июль 1996 года).

Свидетели Иеговы проповедуют свою веру и изучают Библию. В России ими распространяются журналы "Сторожевая Башня" (650 тыс. экз.), "Пробудитесь" (600 тыс. экз.), учебная литература, руководства и наставления. Некоторые издания печатаются на языках народов России.

Свидетели Иеговы проповедуют и соблюдают здоровый образ жизни — не курят, не употребляют наркотиков, не делают аборты, избегают внебрачных половых связей. Свидетели Иеговы рассматривают кровь как жизнь, данную Богом, и поэтому отказываются от ее употребления в пищу и переливания в медицинских целях. Сотрудники созданной Свидетелями Иеговы в России "Службы больничной информации" проводят беседы с врачами о лечении верующих методами, исключающими переливание крови.

Государственная власть рассматривается Свидетелей Иеговы как устройство, существующее с позволения Бога. Они не вступают в конфликт с законом, уважают порядок и законопослушание. Несение воинской службы противоречит религиозным взглядам и убеждениям Свидетелей Иеговы, но верующему предлагается самому принимать решение по этому вопросу, на основании совести. Таким же образом рекомендуется поступать и при выборе формы альтернативной службы и реализации других гражданских прав и обязанностей.

И. Я. Кантеров

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 461-463.