Вальденсы (НиРМ, 2000)
ВАЛЬДЕНСЫ (фр. «водуа»), дореформационная протестантская конфессия. Другое название - «бедняки Лиона» ныне не употребляется. Основана в 1173 (по другим данным, в 1170) богатым лионским торговцем Пьером Вальдом (Вальдо), отсюда название. Дата рождения П. Вальда не известна, умер он, по-видимому, в 1217. Призвав, следуя Христу, жить в бедности и резко осудив богатство и распущенность католического духовенства, П. Вальд раздал всё своё имущество, развёлся с женой (перед этим обеспечив её), отдал дочерей в монастырь и стал нищенствующим проповедником. Сами Вальденсы и некоторые следующие за ними протестантские историки религии относят время возникновения этой религиозной группы к гораздо более раннему времени. Согласно одной из них, вальденская церковь была основана ещё апостолом Павлом, когда он находился на пути в Испанию. По другой версии, Вальденсы обособились от католической церкви в годы правления императора Константина (306-337), после того как римский епископ Сильвестр добился светской власти и допустил возможность церкви накапливать богатство. Возникновение конфессии связывается и с реформаторской деятельностью туринского епископа Клавдия (817-839), боровшегося с культом церковных изображений (икон, скульптур и т.п.) и мощей, осуждавшего призывание святых и отвергавшего почитание креста и паломничества к святым местам.
Выйдя из недр католицизма и долгое время (вплоть до эпохи Реформации) формально с ним не порывая, Вальденсы тем не менее предвосхитили многое из того, с чем в 16 в. выступили протестанты. На протяжении многих столетий они подвергались жестоким преследованиям (только в 1211 в Страсбурге было сожжено на костре более 80 Вальденсов), что заставляло их искать укрытия в труднодоступных районах на границе современных Италии и Франции.
На вероучение Вальденсов большое влияние оказал кальвинизм (начиная с 1532). В целом Вальденсы приняли Гельветическое (Женевское) исповедание веры, хотя и делают в своих доктринальных положениях определённый акцент на антиконстантинианизм (враждебное отношение к императору Константину I). Вальденское вероучение целиком основывается на Священном Писании. Отвергнуты вера в чистилище, культ святых и мощей, призывание святых, отменены посты, молитвы за умерших, в церквах отсутствуют священные изображения. Отрицается также целесообразность праздников. Богородица почитается, но ей не поклоняются. Вместе с тем Вальденсы сохранили и некоторые свои прежние положения. Приняв доктрину о предопределении, Вальденсы признают тем не менее необходимость добрых дел для спасения. Вальденсы также отказались от клятв, резко осуждают любые убийства (в т. ч. и совершаемые по судебному приговору или на войне).
Вальденсы признают только 2 таинства: крещение (некоторые из них крестятся во взрослом возрасте) и причащение, причём не верят в истинное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Таинство причащения совершается только один раз в год - в Святой Четверг.
Богослужение состоит в чтении отрыв-ков из Священного Писания, произнесении молитвы Господней (Отче Наш) и проповеди. Языком богослужения вначале был местный франко-провапсальский диалект, затем (с 16 в.) - французский литературный язык и ещё позже (с 19 в.) - итальянский язык.
Прежде Вальденсы делились на «совершенных», соблюдавших безбрачие и странствовавших как нищенствующие проповедники, и обычных верующих. Ныне такого деления нет, и функции проповедников и другие церковные обязанности выполняет духовенство (епископы, пресвитеры, диаконы), которое может вступать в брак. Священника называют «дядей» («барба»), а не «отцом», поскольку считается, что это обращение адресуется в Новом Завете только к Богу. Епископы избираются, причём в голосовании участвует духовенство всех трёх иерархических уровней.
В течение первых столетий своего существования Вальденсы не конституировались в особую церковную организацию и скорее представляли собой религиозное движение. После синода в Шанфоране в 1532, где присутствовавшие в качестве гостей реформаты (в том числе один из наиболее известных их лидеров - Гийом Фарель) настояли на полном разрыве с Римско-католической церковью, они превратились в самостоятельную церковную организацию.
Высшим церковным органом является ежегодно созываемый Генеральный синод, который избирает на 7-летний срок модератора (председателя на официальных церковных собраниях). Избирается также сроком на год Исполнительный совет - Тавола (букв, «стол») в составе 7 чл.
Численность Вальденсов немногим превышает 45 тыс. Прежде они были довольно широко расселены: на севере и юге Франции, в северной и южной Италии, Испании, Фландрии, Германии, Чехии, Венгрии, Польше, теперь: в Италии (23 тыс.; в районе населённого пункта Пинероло в северо-западном Пьемонте), Уругвае (12 тыс.) и Аргентине (10 тыс.; в эти две страны они переселились сравнительно недавно). Совсем небольшие группы Вальденсов - во Франции, Швейцарии и США (в Северной Каролине, а также в Миссури, Техасе, Юте). Большая часть Вальденсов - особая этноконфессиональная группа итальянцев, использующая в быту один из диалектов франко-провансальского языка.
П.И. Пучков.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 699-700.