Неоортодоксия

НЕООРТОДОКСИЯ (от греч. neos — новый, orthodoxos — правоверный, строго придерживающийся какого-либо учения) — сложившееся после Первой мировой войны течение протестантской мысли, направленное против либеральной теологии и отразившее кризис социального оптимизма и рационализма в буржуазном, сознании 20 века. Его становление началось с появления диалектической теологии, однако неоортодоксия — более широкая тенденция, связанная с попытками оживить идеи ранней Реформации, особенно понимание бога и человека в ортодоксальном протестантизме - лютеранстве и кальвинизме. В отличие от фундаментализма, неоортодоксия стремится опереться на философские (главным образом экзистенциалистские) концепции человека, в политике ориентируется на либерализм. Термин «неоортодоксия» чаще употребляется для обозначения американского варианта диалектической теологии, который сформировался позже европейского и испытал его влияние, но непосредственно был обусловлен необходимостью осмыслить и дать религиозно-философское объяснение сложной социально- экономической и духовной ситуации, порожденной «Великой депрессией» 1929—1933 годов. Американская неоортодоксия активно выступила против либеральной теологии, различных форм религиозного рационализма, против учений, обосновывающих способность человека самостоятельно разрешить коренные жизненные проблемы. Представители неоортодоксии разрабатывали своеобразный неокальвииизм, утверждая абсолютный суверенитет и трансцендентность бога и божью благодать как основание моральности и единственную возможность обретения человеком себя и пути к богу. Отвергая либерально-теологическую трактовку религии как проявления человеческой природы и аспекта культурной истории, они, напротив, представляли культуру как исход и выражение религии, а программам преобразования общества противопоставили эсхатологические ожидания. Вместе с тем неоортодоксия привержена идее демифологизации христианства и восприимчива к умеренному модернизму, ей свойственно стремление соотносить принципы вероучения с реальной человеческой ситуацией, она активно реагирует на острые социальные проблемы, сочетая защиту гражданских свобод с критикой политического консерватизма и правого экстремизма (в части., фашизма). Крупнейшие представители американскоой неоортодоксии - Р. Нибур и П. Тиллих (переехавший в 1933 году в США). Главные центры — Йельская школа богословия, Объединенная теологическая семинария в Нью-Йорке; в 1941 году начал издаваться журнал «Христианство и кризис» (до 1966 года его редактировал Р Нибур). Идеи неоортодоксии достаточно распространены в США, хотя последнее время их влияние ослаблено протестантским фундаментализмом.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 173.